Мэр Анатолий Локоть и губернатор Владимир Городецкий – давние идеологические оппоненты. Фото с сайта www.sibkray.ru
В Новосибирске коммунисты именуются одной из партий власти, соперничая за политическое влияние лишь с федеральным носителем этого статуса – «Единой Россией» (ЕР). При этом КПРФ сталкивается с аналогичными общественными вызовами и необходимостью брать политическую ответственность за ситуацию в регионе.
Традиционно аккумулируя голоса всех имеющих левые взгляды активных избирателей, а также большую долю протестных голосов, партия Геннадия Зюганова довольно успешно участвует практически во всех проходящих в регионе выборах – от думских до местных поселковых. КПРФ имеет стабильное количество депутатов всех уровней, а другие партии левого толка при наличии такой сильной конкуренции практически не приживаются. «Справедливая Россия», имевшая высокий процент поддержки населения на выборах 2011 года, не смогла оправиться от скандалов с бывшим депутатом Госдумы Ильей Пономаревым, представлявшим регион от эсэров в прошлом созыве. В 2016 году они снизили свои результаты вдвое. Сейчас в качестве исключения можно назвать лишь партии-спойлеры, получающие 3–4% голосов избирателей на парламентских выборах.
Эти условия помогли КПРФ в апреле 2014 года на досрочных выборах мэра Новосибирска аккумулировать протестные голоса и привести к победе своего кандидата Анатолия Локтя. До настоящего времени градоначальник продолжает работать и первым секретарем обкома КПРФ. Это обстоятельство роднит коммунистов как одну из двух новосибирских партий власти с их основным соперником – единороссами: губернатор Владимир Городецкий входит в президиум политсовета регионального отделения ЕР.
Ситуация стала меняться на последних выборах в Госдуму, которые показали падение популярности КПРФ. Если в 2011 году Компартия получила в регионе 30,3%, то в 2016 году – 19,5% (такой же результат у ЛДПР) и смогла провести в федеральный парламент лишь одного депутата. Кроме того, коммунисты проиграли ЕР все четыре одномандатных округа.
Повышать популярность посредством востребованной темы православия КПРФ не спешит. В первую очередь это связано с личными убеждениями Локтя, который всегда подчеркивал свое толерантное отношение к религии, но при этом называет себя атеистом.
Сокращение электоральной поддержки и начало кризиса в экономике поставило перед местными коммунистами те же вызовы, с которыми приходится сталкиваться любой партии власти – принятие непопулярных экономических решений. Таким вызовом для мэра Новосибирска стало решение о приблизительно 15-процентном росте коммунальных тарифов. Решение превысить рекомендованный федеральными властями порог в 4% было принято губернатором и одобрено горсоветом, но поддержка этого шага, несомненно, отразится на рейтинге коммунистов.
Повышение платы за тепловую энергию и водоснабжение с лета 2017 года уже привело к двум митингам (в декабре 2016 года и январе 2017 года), объединив противников городских властей общей повесткой. Интернет-петицию президенту Владимиру Путину об отмене роста тарифов подписало около 5 тыс. человек. Второй секретарь обкома КПРФ Ренат Сулейманов заявлял, что «состояние коммунальной инфраструктуры – это вопрос безопасности граждан», и повышение тарифов было продиктовано «ответственностью за город, который должен бесперебойно обеспечиваться теплом и водой, чтобы не допустить чрезвычайных ситуаций». Кроме того, проводилась активная кампания по дискредитации лидеров протеста. Однако изменить общий информационный фон это не смогло. В информационном пространстве городские власти (а значит, и коммунисты) наряду с губернатором стали ответственными за грядущий рост тарифов.
Новосибирск