Каждый второй россиянин хотя бы однажды жертвовал деньги нуждающимся. Фотоколлаж Павла Романенко
Формирование гражданского общества является одним из проявлений трансформационного процесса, происходящего в России с начала 1990-х годов. Что значит «формирование гражданского общества»? Как это можно увидеть? В повседневной жизни гражданское общество формируется на уровне разнообразных и уже ставших привычными практик гражданской активности на основе неполитической самоорганизации. В числе таких практик назовем участие в территориальном общественном самоуправлении, в деятельности НКО, общественном контроле и, конечно, благотворительность, которая активно оформляется в течение последних десятилетий. Увеличивается число благотворительных организаций (к началу 2016 года в России их было уже почти 11 тыс.), появляются разнообразные по своим целям и приоритетам благотворительные фонды, оптимизируются каналы передачи денежных пожертвований и благотворительные сервисы, с которыми легче становится помогать, тема благотворительности стала активно обсуждаться в СМИ. Растет число граждан, делающих денежные пожертвования, развиваются формы и масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов. По оценкам экспертов, в настоящее время объем так называемого рынка благотворительности в денежном выражении составляет от 6 до 7 млн долл.
Денежные пожертвования являются одной из форм реализации благотворительной деятельности россиян и представляют собой безвозмездную передачу денежных средств ради достижения целей, не связанных с личным благополучием жертвователя или его близких. Как благотворительность входит в жизнь россиян, каковы масштабы пожертвований, что создает мотивацию пожертвований и что служит барьером на пути развития благотворительности в России?
Более половины россиян имеют опыт денежных пожертвований
Рис. 1. Распределение ответов на опрос: «За последний год вы делали благотворительные пожертвования, давали или не давали незнакомым вам нуждающимся людям деньги (включая просящих милостыню)? Если да, то как часто?» (в % от опрошенных, один вариант ответа) |
По данным исследования, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, за последний год приходилось делать благотворительные пожертвования, давать незнакомым нуждающимся людям деньги (включая просящих милостыню) более половине россиян (53%, в абсолютных цифрах – почти 62,5 млн человек). Причем 11% россиян делали пожертвования много раз, 37% – несколько раз, 5% – один раз (рис. 1). В то же время ни разу не приходилось совершать денежные пожертвования 43% россиян.
Наиболее частая форма денежных пожертвований россиян – личная, подразумевающая передачу денег непосредственно из рук в руки. Так, в виде милостыни или в виде непосредственной передачи денег нуждающимся делали пожертвования соответственно 33 и 11% россиян. Развивается и благотворительная помощь через мобильную связь (SMS). Если в 2010 году денежные пожертвования через SMS осуществлял лишь 1% россиян, то сейчас эта цифра выросла до 12%. Хотя, конечно, и это пока еще относительно небольшой процент населения. В целом надо отметить, что денежные пожертвования россиян еще слабо связаны с институционализированными каналами: люди по-прежнему предпочитают оказывать денежную помощь напрямую, минуя посредников. А это, как мы увидим дальше, непосредственно связано с дефицитом доверия к благотворительным организациям и слабой информированностью населения об их деятельности.
Что влияет на отношение россиян к благотворительности?
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Какую сумму в целом составили эти ваши пожертвования за последний год, хотя бы приблизительно?» (в % от опрошенных, один вариант ответа) |
Итак, 53% россиян уже участвуют в благотворительности, хотя бы эпизодически делают денежные пожертвования в доступных для них размерах. Как показано на рис. 2, более половины вовлеченных в денежные пожертвования россиян жертвуют не более 500 руб. Еще 15% делали пожертвования в размере от 501 до 1 тыс. руб. и лишь 17% – свыше 1 тыс. руб.
Какие факторы влияют на участие граждан в денежных пожертвованиях? В целом ряде зарубежных работ прослеживается связь между социально-демографическими факторами и участием населения в денежных пожертвованиях. Результаты нашего исследования подтверждают наличие такой связи. В целом факторы, традиционно фигурирующие в зарубежных исследованиях, обнаруживают свою значимость и для населения России.
Гендерные различия. Зарубежные исследования не представляют сколько-нибудь последовательной картины влияния гендерных различий на участие в пожертвованиях. Данные нашего обследования показывают, что российские мужчины жертвуют большие суммы, чем женщины (примерно в 2 раза больше).
Возраст. Наибольшая средняя сумма пожертвований характерна для людей в возрасте 31–45 лет, наименьшая – для лиц старше 66–79 лет. Эти различия вполне объяснимы, поскольку этапы жизненного цикла отражают финансовые возможности человека.
Образование. В полном соответствии с международными закономерностями вовлеченность россиян в денежные пожертвования также обнаруживает прямо пропорциональную зависимость от уровня образования. Чем выше уровень образования, тем больше средняя сумма пожертвований.
Тип населенного пункта. Больше всего жертвуют жители крупнейших городов, на втором месте – жители городов с населением от 50 до 250 тыс. человек; на третьем – жители сел. Меньше всех жертвуют жители городов с населением менее 50 тыс. человек и поселков городского типа.
Отрасль. Максимальные средние суммы жертвуют россияне, работающие в промышленности, минимальные – в здравоохранении.
Личный доход и материальное положение семьи. Как ни странно, больше остальных жертвуют или наиболее обеспеченные (речь идет не об олигархах, а о рядовых россиянах) или наименее обеспеченные россияне.
Вероисповедание. Наши данные демонстрируют высокую значимость религиозного фактора для участия в денежных пожертвованиях. Характерно, что меньше всего средняя сумма пожертвования среди тех, кто не считает себя верующим. Среди представителей различных конфессий наибольшую активность проявляют мусульманские общины, представители которых жертвуют больше всего, за ними с заметным отрывом следуют православные.
Связь между социально-демографическими характеристиками и участием в денежных пожертвованиях довольно очевидна и относительно понятна. Однако результаты нашего исследования позволили проследить и не столь заметную связь между гражданской активностью, вовлеченностью людей в различные общественные практики и благотворительностью. Это дает основания заключить, что россияне, вовлеченные в общественную деятельность, склонны проявлять и большую активность в денежных пожертвованиях.
Что касается целей, на которые готовы жертвовать деньги россияне, здесь лидируют здоровье и медицина, на втором и третьем месте – религия и помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий. Каждый 10-й опрошенный помогал деньгами детским приютам, домам престарелых. Это свидетельствует о том, что значительная часть наших сограждан не остаются равнодушными к острым социальным проблемам. Однако, с другой стороны, такая расстановка приоритетов может говорить и о том, что до сих пор благотворительность у нас пока не стала неотъемлемой частью культуры повседневной жизни. Она скорее носит характер разовых, стихийных кампаний, вызванных эмоциональным переживанием чрезвычайных ситуаций и бедственного положения людей, нуждающихся в помощи. Достаточно четкая дифференциация приоритетов пожертвования свидетельствует и о том, что люди традиционно считают объектом преимущественно государственной поддержки такие социальные сферы, как образование и развитие науки, культура и искусство, защита окружающей среды.
Доверие и благотворительность
Рис. 3. Участие в денежных пожертвованиях и ценностные ориентации и установки, связанные с доверием к людям, готовностью объединяться и помогать друг другу |
Результаты наших исследований показывают, что участие в благотворительности связано с определенными ценностными установками, в первую очередь такими, как доверие к людям, готовность объединяться с другими для каких-либо совместных действий и стремление помогать друг другу. Готовность людей объединяться для решения общественных проблем заметно влияет на частоту денежных пожертвований: те, кто готов объединяться, чаще чем в среднем совершали пожертвования (61%). Убеждения россиян о готовности людей помогать друг другу также влияют на их участие в благотворительности. Так, среди тех, кто на вопрос: «Как вы считаете, сейчас среди окружающих вас людей готовность помогать друг другу встречается часто или редко?» – ответил «часто», доля вовлеченных в пожертвования выше, чем в среднем, а среди тех, кто ответил, что «не встречается» – ниже, чем в среднем по выборке (рис. 3).
Наши исследования позволили оценить отношение людей к благотворительности, которое определялось через призму ответов на несколько вопросов. Первый из этих вопросов касался вербализации темы благотворительности в разговорах с другими людьми. Выяснилось, что тема благотворительности не часто присутствует в разговорах россиян: более половины опрошенных никогда не затрагивают вопросы благотворительности, более трети делает это лишь иногда. Среди тех, кто вообще не обсуждает тему благотворительности, преобладают россияне, которые не считают себя верующими людьми, а также те, кто не готов объединяться с другими для совместных действий, ничего не знает об общественных, некоммерческих организациях и инициативах в их городе (селе, поселке).
Второй вопрос, позволивший оценить отношение к благотворительности, касался реакции на просьбу сделать пожертвование и звучал так: «Раздражают ли вас просьбы и призывы сделать пожертвование на благотворительность, просьбы неимущих дать подаяние, милостыню? Или вы относитесь к ним спокойно?» Выяснилось, что большинство россиян относятся к просьбам и призывам сделать пожертвование на благотворительность спокойно (72%). Раздражает это 23% опрошенных.
Третий вопрос касался условий, при которых россияне, не участвующие в благотворительности, стали бы делать пожертвования. Среди этих условий с преобладает необходимость быть уверенным, что деньги пойдут по назначению, а также личное знакомство с теми, кому жертвуются деньги, близость по духу с нуждающимися в помощи и получение морального удовлетворения от совершенного поступка. Есть и небольшая группа россиян (7%), заявивших о том, что они не стали бы делать пожертвования ни при каких условиях (рис. 4).
И, наконец, четвертый вопрос касался осведомленности респондентов о том, участвуют ли в благотворительности их друзья и родные. Люди в целом проявляют осведомленность о пожертвованиях среди друзей и знакомых. Характерно, что в гораздо меньшей степени им известно о том, совершают ли благотворительные пожертвования коллеги по работе. Это показывает, что участие в благотворительности у нас не стало общественно признанной нормой поведения, неотъемлемой частью жизни. Считается, что об этом лучше не говорить, чтобы не «пиарить» свои добрые поступки. Чаще других проявляли полную неосведомленность о том, совершаются ли благотворительные пожертвования в кругу знакомых и родных, пожилые люди старше 60 лет, и это может служить косвенным подтверждением укорененности общественных стереотипов относительно того, что добро должно быть молчаливым, анонимным.
Повышение доверия: благотворительным фондам есть над чем работать
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «При каких условиях «вы бы стали делать денежные пожертвования?» |
Уровень обобщенного и межличностного доверия среди россиян сохраняет довольно стабильные показатели на протяжении последних нескольких лет. По результатам всероссийского опроса населения, проведенного в 2016 году, четверть взрослых россиян считают, что большинству людей в целом можно доверять. Этот показатель фиксирует уровень общественного доверия, не связанного с определенной ситуацией взаимодействия и конкретным лицом. В случае межличностного доверия, когда речь заходит о людях из ближайшего окружения, эта величина возрастает до 64%.
Что касается уровня доверия к НКО, лишь 38% россиян доверяют НКО хотя бы одного вида. Чаще всего респонденты, заявившие о доверии конкретным организациям, упоминали ветеранские объединения («афганцев», ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов силовых органов, «чернобыльцев»), общества защиты прав потребителей, общества инвалидов, садовые и дачные товарищества и профсоюзы. Благотворительным организациям и благотворительным инициативам и акциям (сбор денег и вещей бездомным, детским домам, пострадавшим, нуждающимся и т.п.) доверяют по 8% опрошенных. Реже всего россияне говорили о доверии движениям национально-патриотического толка, политическим партиям, этническим общинам, национальным диаспорам, землячествам, местным инициативам по защите имущественных, жилищных, потребительских прав и интересов местных жителей, молодежным политическим и неполитическим объединениям и пр.
Напрашивается вопрос о том, как влияют различные уровни доверия – обобщенное (социальное), межличностное доверие и доверие к НКО – на участие россиян в благотворительности. По данным наших исследований, среди всех упомянутых факторов именно доверие к НКО оказывается определяющим стимулом денежных пожертвований и добровольческой работы. Особенно важное значение доверие к НКО приобретает именно в случае денежных пожертвований. Как мы видели, людям необходима уверенность в том, что их деньги будут потрачены по назначению. Есть только один способ дать ответ на этот общественный запрос – кардинальное повышение стандартов прозрачности и информационной открытости, которые должны стать абсолютно необходимым требованием к работе любой благотворительной организации. Этот вывод нашего исследования может оказаться особенно полезным для организаций, которые занимаются сбором пожертвований, ведь для них прозрачность и открытость могут оказаться критически важными с точки зрения возможности привлечения ресурсов.