Фото пресс-службы президента Татарстана
Общение высокопоставленных правительственных чиновников в Татарстане с народом обычно заменяют беседы с журналистами на итоговых пресс-конференциях перед новогодними праздниками. Кроме того, президент республики Рустам Минниханов делает исключение для женщин на 8 Марта, собирая у себя журналисток ведущих региональных изданий.
СМИ, во многом опекаемые правительством, всегда нарисуют для читателей нужную картину: Татарстан процветает, в республике царят мир и согласие между народами, а если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет – им или ими скорее всего займутся правоохранительные органы, даже если речь идет о тех же чиновниках более или менее высокого уровня. В то же время общение слуг народа с представителями СМИ не делает их закрытыми от граждан. У Минниханова, например, есть вполне себе живая страничка в соцсети, где всякий может поприветствовать президента, написать жалобу или высказать недовольство. Было несколько случаев, когда правоохранители в Татарстане возбуждали резонансные уголовные дела, например, против дирекций строительных компаний после жалоб Минниханову в «ВКонтакте». Сам президент каждый день выкладывает у себя на страничке вид на площадь Свободы с высоты своего кабинета в здании кабмина (обычно в 6 часов утра) и желает подписчикам доброго утра.
Аккаунты в популярных соцсетях есть почти у всех высокопоставленных чиновников Татарстана. Мэр Казани Ильсур Метшин – пока единственный из их числа, кто воздерживается от подобного стиля общения с народом. Пару лет назад в Twitter появилась запись от имени казанского главы, мол, по совету детей завел-таки себе «уютный бложик». «Уже поздно, а я все еще работаю», – написал якобы Метшин. Через несколько часов после появления микроблога пресс-секретарь мэра Сергей Лобов заявил, что его босс к этому не причастен, и назвал аккаунт, на который к тому моменту были подписаны несколько сот человек, фейковым. В ответ не лишенные остроумия создатели мэрского Twitter назвали фейком самого Лобова.
Тем не менее Ильсур Метшин отнюдь не закрыт для публики. В отличие от Рустама Минниханова он умеет элегантно влиять на общественное мнение, используя подконтрольные печатные и электронные СМИ, а также ТВ. В кадре казанский мэр всегда вежлив и спокоен, он смело заходит во дворы и квартиры казанцев, внимательно выслушивает их чаяния и тотчас отдает распоряжения сопровождающей его свите. Рустам Минниханов не умеет так светиться на публике. Зато он умело приобрел популярность среди казанской интеллигенции, взявшись сохранять памятники старины, в большом количестве искорененные стараниями его предшественника Минтимера Шаймиева.
А вот приобщаться к жизни простого народа чиновники в Татарстане не спешат. Хотя Камиль Исхаков, бывший в Казани мэром до Метшина, демонстративно приезжал на службу на «Волге». Власть в Татарстане, особенно на уровне Казанского кремля, сакральна, а пул высокопоставленных чиновников напоминает закрытый джентльменский клуб для избранных.
Казань