В российской Прибалтике представители местной элиты регулярно декларируют свою открытость и готовность общения с гражданами. Эта установка подтверждена нормативной базой и политической практикой. С начала десятилетия перед депутатами представительных органов власти ежегодно отчитываются глава региона и руководители муниципалитетов. Несмотря на ритуальный характер данных акций, больше всего напоминающих собрания партхозактива, у участников есть возможность задать вопросы оратору. Чаще всего ею пользуются представители оппозиции, пытающиеся разбавить поток официального елея критикой. Такая активность не вызывает восторга, но и не преследуется.
Помимо отчетов в пиаре властей важное место занимают передачи в прямом эфире на местных телеканалах, в ходе которых губернатор и глава областного центра отвечают на вопросы телезрителей. Хотя большинство из них заранее подготовлены, примерно четверть составляют вопросы, озвученные обывателями, сумевшими дозвониться до студии. Калининградские СМИ постоянно публикуют жалобы и обращения своих читателей, на которые властям приходится реагировать оперативно, с учетом закрепленных в законодательстве сроков.
Подобная благостная картина своему возникновению во многом обязана самому крупному социально-политическому кризису, случившемуся в Калининградской области зимой 2009/10 года. Тогда, пытаясь предотвратить третий массовый митинг протеста, на который под антиправительственными лозунгами организаторы собирались вывести более 30 тыс. человек, «московский варяг», четвертый губернатор региона Георгий Боос предпринял экстренные меры. Они включали в себя и организацию многочасового телемоста с населением, для проведения которого из столицы был выписан ведущий Владимир Соловьев. Одновременно был поспешно сформирован общественно-политический совет при главе региона, в который вошли лидеры всех оппозиционных партий. Также была восстановлена норма о ежегодном отчете областного правительства перед областной Думой, отмененная сразу после появления Бооса в губернаторском кресле.
Этот опыт убедил калининградских политиков в том, что диалог с недовольными лучше вести до, а не после публичных акций. Пятый губернатор Николай Цуканов не только проводил встречи с оппозиционерами, но и сам вел свой аккаунт в Facebook. В местном сегменте этой сети данному примеру следуют несколько десятков действующих депутатов и высокопоставленных чиновников. Обыватели умудряются обращаться к первым лицам минуя официальные каналы в виде обращений и приемов по личным вопросам, очередь на участие в которых растягивается на месяцы. На одном из совещаний Цуканов дал нагоняй министру здравоохранения после поступившего ему на мобильник звонка о невозможности пройти томографию в больнице скорой помощи.
Глава администрации Янтарного Алексей Заливатский вовсю использует свою страничку в Facebook для критики областного Минфина, резко урезавшего дотации муниципалитету. В конце ноября он обрушился с критикой на РЖД, обвинив железнодорожников в спекуляции землей. Пока неясно, как на всей этой активности в соцсетях отразится требование Минтруда о том, чтобы чиновники в обязательном порядке сообщали о своих аккаунтах.
Калининград