Базовый принцип социального предпринимательства – только заказ от общества. Фото с сайта www.цпп-пермь.рф |
Пять лет назад Татьяна Кудря решила открыть в Соликамске (Пермский край) свое производство, идея которого заключалась в емком слогане: «из отходов – в доходы». Точнее, производство сувенирной продукции и предметов интерьера из опилок и остатков древесины. Хотела взять микрозаем через Пермский центр развития предпринимательства, но тогда у них изменились условия, и получить заем можно было только под движимое и недвижимое имущество. «Но мы справились, – говорит предпринимательница, – все финансовые вложения у нас собственные. Кризис по нам точно не ударил». Теперь у успешной владелицы собственного бизнеса далеко идущие планы: реализация продукции уже на уровне края с дальнейшим продвижением по России и зарубежью. Хотя уже сейчас сувенирная продукция из остатков древесины поставляется в Южную Корею и немецкий Бремен.
Социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между сферами традиционного предпринимательства и благотворительности: от первого оно отличается своими целями – направленностью на разрешение социальных проблем; а от второй – коммерческим характером деятельности (цели достигаются не путем разовых финансовых вливаний, а посредством организации предпринимательской деятельности).
В Пермском крае с 2009 года теме развития и продвижения социального предпринимательства уделяется особое внимание. Уже тогда сферы здравоохранения, образования, социальных услуг были определены нами как перспективные с точки зрения новых возможностей для малого бизнеса. К настоящему времени наши отдельные инициативы и мероприятия переросли в целостный проект «Социальное предпринимательство в Пермском крае», который второй год реализуется при серьезной поддержке органов местного самоуправления, региональных властей и с активным участием предпринимательского сообщества и общественных социально ориентированных организаций. Цель проекта – формирование экосистемы, направленной на создание и развитие проектов социального предпринимательства в муниципальных образованиях края. Это могут быть как социальные стартапы, так и дифференциация или дополнительное направление уже существующего бизнеса.
Вот мнение Ирины Никитенко, заместителя министра промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края: «В силу своей мобильности и гибкости именно малый бизнес очень четко реагирует на те сферы и отрасли экономики, где наблюдается дефицит предложения, где очевиден растущий спрос. В этом смысле приход малых и средних компаний на новые рынки – в социальную сферу, в частности рынки, блокированные до недавнего времени бесперспективностью конкуренции с государством, – способствует формированию новых возможностей для развития малого бизнеса и в ряде случаев повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых сегодня на реализацию социальных функций государства».
Несомненно, что все-таки достаточно новое бизнес-направление нуждается в популяризации и, если хотите, в пропаганде всех экономических выгод в случае успешного запуска предпринимательского проекта социальной направленности. Популяризация – в первую очередь это разговор на территориях о теме социального предпринимательства на конференциях, форумах, диалоговых площадках, разработка с предпринимателями социальных акций для конкретных территорий и общественное признание достижений в решении предпринимателями накопившихся нерешенных проблем, что в дальнейшем формирует благоприятную среду для продвижения и тиражирования социальных бизнес-проектов.
Еще одним направлением реализации проекта является взаимодействие с органами исполнительной власти по формированию заказа для предпринимательского сообщества в сфере социальных услуг, которые ранее оказывались государством. Например, сейчас в Пермском крае активно развивается такое направление социальных услуг, как частные дома-интернаты для пожилых людей, инвалидов.
Рассказывает Нина Маратканова, руководитель частного пансионата «Благолетие» (село Покча, Чердынский район, Пермский край): «В 2013 году ко мне пришли люди и сказали, что в селе закрылся государственный дом престарелых, имущество растащили, персонал уволили, бабушек развезли по другим домам. Я пошла смотреть, стала изучать вопрос, собирать по крохам опыт работы. Сейчас у нас 45 человек живущих, а не доживающих свой век. И наконец, мы не берем бюджетных средств, наоборот, платим налоги».
А если говорить о расширении сфер и видов услуг, в которых может успешно развиваться малый бизнес, то наш базовый принцип – только заказ от общества и только понятный потребитель, понятная доля рынка и понятная востребованность той или иной услуги. В этом смысле дальнейшее взаимодействие с отраслевыми органами власти, общественными организациями, социально ориентированными некоммерческими организациями для нас приобретает особую ценность.
Пожалуй, самым популярным направлением у социальных предпринимателей является фактическое замещение государства в тех сферах, где оно традиционно присутствует: образование, здравоохранение, ветеринарные услуги и т.д.
Вторая ветка развития такого бизнеса – улучшение окружающей социальной среды, например создание инклюзивных театров или контактных детских зоопарков. И наконец, третий вид социального предпринимательства связан с приемом на работу людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Социальное предпринимательство – кропотливая работа, требующая определенных личных качеств от предпринимателя. Не каждый готов большую часть полученной прибыли направлять на решение социальных задач. В прошлом году в базе социальных предпринимателей Пермского фонда развития предпринимательства было более 150 субъектов. Сегодня их уже более 250, из которых:
46% – это услуги бизнеса для детей: школы раннего развития, частные детские сады и т.д.;
25% – спортивно-оздоровительные центры, производство, творческие мастерские, туризм;
11% – оказание услуг лицам с ограниченными возможностями (реабилитационные центры, центры временного содержания);
8% – оказание услуг лицам престарелого возраста (частные дома престарелых, оказание помощи на дому, приюты);
7% – оказание помощи лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации (центры временного пребывания для лиц, вышедших из мест лишения свободы, лиц, оказавшихся без жилья, вынужденных переселенцев и т.п.);
3% – услуги выпускникам детских домов и спецучреждений (трудоустройство, психологическая помощь).
Увеличение базы имеет для нас большое значение, поскольку осознание и соотнесение предпринимателя по роду своей деятельности к социальному предпринимательству позволяет говорить с ним об особенностях ведения этой деятельности и ориентировать его на развитие именно как социального предпринимательства.
У такого предпринимателя есть особенности работы с целевой аудиторией, особенности привлечения внебюджетных и дополнительных источников финансирования (краудфандинг, фандрайзинг) и др. И сегодня мы готовы им помочь. Ведь далеко не каждый потенциальный соцпредприниматель знает о том, что ему готовы помочь начать и развернуть свой бизнес так, чтобы он приносил реальную прибыль, не говоря уже о пользе для общества. Вот что говорит директор НО «Пермский фонд развития предпринимательства» Вера Цыпуштанова: «В этом году мы набрали первых слушателей Школы социального предпринимательства. Школа создана для начинающих и действующих предпринимателей в целях разработки и запуска социальных предпринимательских проектов, повышения качества существующих социальных предпринимательских проектов. Базовой образовательной программой для школы является программа акселерации социальных предпринимательских проектов, в ходе которой начинающий предприниматель разрабатывает и/или реализует свой социальный предпринимательский проект».
Кстати, школа наравне с образовательным модулем включает консультационное сопровождение слушателей и работу под руководством менторов. Сейчас в Школе социального предпринимательства участвуют 25 социальных проектов.
«Я планирую открыть в Чусовом социальный комиссионный магазин», – рассказывает будущий предприниматель Елена Назарова (Чусовой – городское поселение на востоке Пермского края распоряжением правительства в 2014 году было включено в перечень моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением. – «НГ-политика»). – Таким образом, я смогу и помогать людям, и зарабатывать деньги. Через центр занятости планирую получить финансовую помощь на открытие бизнеса. Школа социального предпринимательства уже помогла с новыми идеями. Например, я приняла во внимание идею размещения по всему городу контейнеров для сбора вещей».
Важно заметить, что при регулировании такого вида предпринимательской деятельности полномочия и возможности регионального законодательства ограничены. Вся нормативная регулирующая база создается на уровне Федерации. Поддержка бюджетного комитета и комитета по экономическому развитию регионального Заксобрания есть. И в этом смысле законопроект, который в этом году был внесен на рассмотрение в Госдуму, крайне важен. Если закон будет принят, появятся особые инструменты поддержки предпринимателей в социальной сфере, но это будут не традиционные программы субсидирования, а госзаказы, оплачиваемые из бюджетных средств.
Но самое главное все же – это увеличение количества неравнодушных, активных людей из предпринимательского сообщества, готовых взять на себя решение социальных задач, умудриться удержать и развивать такой бизнес не благодаря, а вопреки всему в условиях, когда получение сверхдохода уходит на второй план и не является определяющим, – пожалуй, так мы определяем свою главную задачу.