Для возвращения Пикалева к жизни ставка делается на малый бизнес. Фото со страницы города Пикалево в «ВКонтакте»
Наверное, сложно найти в Северной столице и ее окрестностях бизнес, который не называл бы себя социально ответственным. Носителями этого почетного звания именуют себя и крупные строительные компании, и торговые сети, и даже развлекательные учреждения, которые время от времени устраивают обеды для пенсионеров или сообщают о благотворительных акциях. Что-то делается ежегодно, например, для трудоустройства инвалидов. По официальной статистике, в прошлом году их было трудоустроено около сотни. Конечно, в реальной жизни не все входит в статистику, и предприятия, реально делающие акцент на социальной поддержке слабых и незащищенных, сталкиваются с трудностями.
Так, не очень давно с помощью блогеров и прессы удалось спасти существующую уже год фирму по изготовлению обуви – там трудоустраивают инвалидов. Получилось, что фабрика не смогла получить кредит, заплатить аренду и зарплату сотрудникам и закупить сырье для новых заказов, тогда была объявлена акция: купить тапочки себе, тем самым помочь предприятию. Сумму, срочно необходимую фабрике, удалось наскрести.
В Питере существует единственная в стране турфирма, специализирующаяся на турах для инвалидов-колясочников. При этом обслуживание отечественных инвалидов у компании происходит себе в убыток: эта категория граждан мало платежеспособна, чтобы покупать поездки в Париж или Прагу. Но и работа с зарубежными туристами сложна – прежде всего из-за городской инфраструктуры: далеко не везде есть даже пресловутые пандусы. Так, на некоторые туробъекты фирма привозила группу туристов и свою складную конструкцию для транспортировки в здание колясок.
Без помощи государства, в один голос говорят все предприниматели, очень сложно начать реальное дело. Впрочем, как грибы растут разнообразные интернет-магазины, начинаемые с нуля, со взятием для старта потребительских кредитов, залезанием в долги и прочими рисками. Отследить продолжительность их жизни очень сложно, но часто она невелика.
Если в мегаполисе со все еще существующим довольно большим рынком наемного труда мало кто пытается рисковать всеми средствами и имуществом для открытия своего дела, то в соседней области и власти, и общество твердят, что малый бизнес может стать спасением от безработицы и экономической ямы. Прежде всего это касается сельской местности и моногородов. С объявлением политики импортозамещения дело немного оживилось: область раздала гранты нескольким фермерам, уже занимавшимся животноводством или овощеводством. Появились быстрые старты: кто-то бросился разводить кроликов (например, в Муринском сельском поселении кроликовод организовал три рабочих места), кто-то – гусей, кто-то вложился в теплицы. Говорить о бизнес-успехах, впрочем, рано.
Давно спасают моногород Пикалево. Еще в 2012 году в малом бизнесе увидели панацею от коллапса в этом месте. Тогда же дали две бюджетные субсидии малым предпринимателям на покупку грузовиков. Третьему конкурсанту предложили доработать бизнес-план – он хотел устроить прокат квадроциклов. Однако, говорят, Пикалево скоро заживет, а именно – к 2030 году. Как было отмечено в ходе недавнего доклада в Сколкове, 60% пикалевцев к тому моменту будут заняты в малом бизнесе, в город собираются привлечь 87 млрд руб. А пока при поддержке федерального бюджета там создали тепличное хозяйство, делают кластер легкой промышленности и формируют химпроизводство.
Санкт-Петербург