Власти всеми силами пытаются не допустить митингов 2011–2012 годов. Фото РИА Новости
Парламентские выборы 2007 года изначально проходили в тени президентской кампании. Это вообще был своеобразный «президентский год». Смерть Бориса Ельцина. Знаменитая мюнхенская речь Владимира Путина. Лейтмотив гостелевидения: противопоставление тучных нулевых, когда Россия «поднялась с колен», – лихим девяностым. Журнал Time признает Путина человеком года. В том же году родился и пресловутый «план Путина» – не то лозунг, не то стратегический курс развития страны. На вооружение его взяли сразу две прокремлевские силы – «Единая Россия» и «Справедливая Россия», – размыв тем самым всякие различия между собой.
Однако переломным назвать 2007-й нельзя. План на парламентскую кампанию был к тому времени прекрасно подготовлен, он отвечал всем вызовам времени. Украинская оранжевая революция 2004–2005 годов сильно ударила по чувству уверенности Кремля. Беспокойства добавили проигрыш дружественного кандидата на выборах президента Абхазии и переворот в Киргизии. Внешнеполитические поражения Москвы начала – середины нулевых заставили ее по-новому взглянуть на ситуацию внутри страны.
В результате порог вхождения в новый созыв Думы был повышен до 7%, а выборы по одномандатным округам ликвидированы, как и графа «Против всех». Когда-то популярную партию «Родина» расформировали: слившись с другими политическими силами, она образовала «Справедливую Россию». Из 15 партий, которые могли участвовать в кампании, до нее дошли только 11, а наилучший результат среди тех, кто не прошел в нижнюю палату парламента, показала Аграрная партия России, набравшая 2,3% голосов избирателей. Демократы провалились: нельзя сказать, что СПС и «Яблоко» подверглись запредельному давлению властей – скорее им просто никто не помогал.
В то же время ЕР получила все козыри. Когда Путину, чей второй срок президентства подходил к концу, предложили стать премьером, он выдвинул два условия. Это победа партии власти и «порядочный, дееспособный и эффективный человек» в качестве следующего президента. ЕР в результате использовало единоличное присутствие президента в федеральном партсписке и его поддержку для агитации. Речи главы государства были разобраны на цитаты, а его изображения украсили билборды. Многие эксперты считают, что та думская кампания стала своеобразным референдумом о доверии президенту как национальному лидеру. Другие, впрочем, парируют: если глава государства с 80-процентным рейтингом обеспечил партии власти всего 64% голосов избирателей – что было бы без его участия?
Куда важнее, что итоги кампании-2007 во многом стали определяющими для 2011 года. От 15 партий осталось всего 7: помимо думской четверки – это «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». Правила остались теми же, что заранее и по вполне понятным причинам было интерпретировано недовольной частью общества как желание властей сохранить четырехфракционную конфигурацию в парламенте.
Обращает на себя внимание тот факт, что кампании и 2007, и 2011 годов были крайне вялыми. Не было ни необычных рекламных ходов, ни ажиотажа среди самих участников процесса.
Куда лучше и изобретательнее к вопросу о предвыборной агитации подошли те, кто в кампании не участвовал, – то есть та самая недовольная часть общества. Интеллигенция призвала Дмитрия Медведева облегчить допуск к выборам для различных партий. Алексей Навальный обратился к гражданам с другим предложением: идите на выборы, но голосуйте против ЕР. Борис Немцов и вовсе призвал портить бюллетени. Эдуард Лимонов еще с 2009-го говорил о необходимости бойкота кампании, а в 2011-м его «Другая Россия» начала проводить акции заведомо несогласных с результатами голосования.
В 2011-м Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ опубликовало доклад о предвыборной обстановке в РФ с рекомендацией развернуть в стране собственный корпус, чтобы удостовериться в честности кампании. ЦИК ответил отказом.
Зато в ноябре был создан своеобразный неформальный оппозиционный корпус, куда вошли представители самых разных политических сил. Их целью стало проведение акций против думской кампании. Тогда же в Москву стянули «Наших».
График предоставлен информационно-аналитической компанией «Медиалогия» |
Провальная думская кампания со всеми ее нарушениями сказалась и на выборах президента – митинги несогласных продолжились в 2012-м, а власти не нашли ничего лучше, кроме как обвинить в «неожиданно» обнаруженном ими возросшем влиянии оппозиции Запад. На самом же деле Кремль банально «проспал» думские выборы; без должного внимания осталась технологическая революция нулевых, благодаря которой модернистски настроенное общество начало кооперироваться в соцсетях.
Если к выборам 2007-го власти подходили максимально собранными, то кампания 2011-го готовилась и проходила в расслабленной, если не сказать ленивой, манере. Инерции и скуке, предсказуемости результатов и слабой агитации внесистемная оппозиция противопоставила концепцию «большого ивента» – народ шел на митинг, как на праздник.
К реваншу в федеральном Центре начали готовиться заранее. Власти зачистили медийное поле – ряд изданий беспокоил их еще со времен российско-грузинского конфликта 2008-го, но избирательная кампания 2011-го стала последней каплей. В 2012-м появился закон об иностранных агентах. Ужесточению подверглось законодательство о митингах: по факту собрать новый марш несогласных стало невозможным. Президентская и думская кампании были разведены по времени. Наконец, государство «вошло» в Интернет через антиэкстремистские двери.
Если в 2010–2011 годах Центр не стал уделять внимание заявлениям о делегитимации результатов выборов, то теперь каждый чих представителей внесистемного оппозиционного лагеря трактуется как жалкая попытка революции на деньги Запада (в условиях посткрымской повестки это несложно). По самим белоленточникам был произведен массированный медийный и судебный залп. Суть нынешнего отношения к движению несогласных, видимо, такова: никто в Кремле не боится лидеров оппозиции, но уроки предыдущих выборов учтены, удары на предупреждение сделаны, политический ландшафт изменен – а дальше в неравной борьбе пусть победит сильнейший.
В принципе о периоде между 2011-м и 2016-м можно говорить как о самой продолжительной предвыборной кампании в истории. Учтя колебания общественных настроений, в Центре предусмотрели направленный выпуск пара для социального котла. Грядущие выборы заранее объявлены конкурентными, открытыми и легитимными; в них будут участвовать представители всего политического спектра, включая три партии, которые принято относить к правому флангу, – «Яблоко», ПАРНАС и Партия роста. Порог вхождения в парламент снижен до 5%, возвращены одномандатные округа. Во главе ЦИКа теперь компромиссная Элла Памфилова.
На самом деле здесь можно усмотреть даже некую тенденцию. Большинство в Думе после выборов 2003-го ЕР получила благодаря одномандатникам. К 2007-у власти подготовились, и кампания прошла спокойно. В 2011-м столкнулась с проблемами, которых постарается избежать в ходе нынешней кампании. Из этой логики следует, что Центр отвечает на вызовы: в том случае, если результаты голосования в парламент его устроят, не исключено, что за отсутствием проблем к 2021-у начнут формироваться новые вызовы, которые приведут к новым проблемам.
Однако на самом деле все куда сложнее. Начав с карательных мер в 2012-м, власти перешли к либерализации, максимально отыгрывая ее в медийной плоскости. В этом чувствуется не ответ на тактический вызов, а разработанная стратегия. Избирательные циклы естественны, но куда более естественен другой фактор. Главные партии в стране сильно зависят от своих отцов-основателей. А им все труднее игнорировать собственный возраст. Вполне возможно, что кампания 2018-го станет своеобразным прощальным предвыборным танго, после которого лидеры партийных структур начнут уходить на покой. А потому и задачи Центра куда сложнее: условия необходимо формировать не столько под эти президентские и думские выборы, сколько под следующие. Следовательно, самая долгая предвыборная кампания растянется еще как минимум на пять лет.