0
6148
Газета НГ-Политика Интернет-версия

21.06.2016 00:01:05

Спецоперация «Чистые выборы»

Тэги: дума, выборы, агитация, путин, онф, парнас, касьянов


дума, выборы, агитация, путин, онф, парнас, касьянов Конституционное большинство на выборах в ГД обеспечат сторонники Путина, и не только из «Единой России». Фото с сайта www.kremlin.ru

Первая в истории нынешней России летняя избирательная думская кампания началась. Никогда раньше депутаты Госдумы не избиралась в отпускное время. А вот региональные выборы, проводившиеся в таких условиях, показали, что главной проблемой становится явка. И хотя при определении официальных итогов голосования ее показатели значения не имеют, уже замечено, что чем меньше избирателей приходит на участки, тем увереннее получается результат у «Единой России». Таким образом, именно борьба за явку или против нее, а вовсе не партий друг с другом становится основным стержнем кампании.

Значит, именно для оппозиционных политструктур будет важно привести на выборы как можно больше своих сторонников – и не допустить, чтобы власти сыграли на понижение. Между тем агитационная работа в ту пору, когда сельские жители ведут битву за урожай, а городские – отдыхают от зимних трудовых свершений, имеет свои сложности. За избирателем приходится больше бегать, на это необходимо закладывать больше ресурсов. Весомее становится и фактор доступа к медиаресурсам, а вот тактика «от человека к человеку», применяемая оппозицией, становится менее эффективной. Впрочем, необходимо отметить, что это всего лишь небольшая часть тех особенностей, которыми отличаются стартовавшие сейчас выборы.

При этом все отличительные черты новой кампании имеют одно происхождение и объяснение – избрание нынешнего созыва Госдумы в 2011 году. Напомним, что тогда результат, полученный партией власти, сильно разошелся с представлениями общества о том, сколько процентов и депутатских мест она должна иметь. Начавшиеся локальные протесты моментально переросли в массовые, породив движение так называемых рассерженных горожан.

В их рядах на рубеже  2011–2012 годов успели отметиться многие политики и партии, общественные и правозащитные деятели, представители культурной сферы и работники медиа, бывшие высокопоставленные чиновники и действующие крупные бизнесмены. Долгое время эта весьма гремучая смесь разнородных элементов существовать, конечно, не могла – и такое движение действительно быстро стало расползаться и разваливаться.

Однако для российской власти самым важным оказалось, что инерция протеста все-таки дошла до 6 мая 2012 года. И предстоящая инаугурация только что избранного президентом Владимира Путина была омрачена беспорядками на Болотной площади. Руководству кремлевской администрации была поставлена жесткая задача подобного больше никогда не допускать. Ее исполнение как раз и началось с операций по разложению протестного массива.

На контрасте с подавлением улицы одновременно предпринимались и более позитивные изменения. Например, категорической либерализации было подвергнуто законодательство о политических партиях. Прежние неадекватно запретительные нормы были заменены на не менее неадекватные разрешительные. В стране возник феномен «пятисотых» партий, для регистрации которых достаточно было нескольких сотен человек, наличие которых к тому же толком и не проверялось. Партийная реформа вообще началась с символического жеста – восстановления статуса Республиканской партии России, из которой, как известно, и вырос нынешний ПАРНАС Михаила Касьянова.

Впрочем, достаточно быстро стало понятно, что из многих десятков появившихся политструктур реальную актуальность имеют пресловутые спойлеры – партии, призванные разбивать большие электоральные группы на более мелкие кластеры. Именно эти «вредители» в основном и стали участниками региональных и муниципальных кампаний 2012–2015 годов. По закону хотя бы одно полученное место в заксобраниях субъектов РФ давало такой партии право идти в Госдуму-2016 без сбора подписей граждан. Не считая парламентских старожилов, льготников в итоге нарисовалось аж 10 штук.

Таким образом, первой – по появлению – отличительной чертой нынешней думской кампании можно считать ее проведение на фоне формальной многопартийности – ведь в выборах в общей сложности могут участвовать 75 политструктур. 14 партий освобождены от квалификационного заезда к избирателям перед сдачей документов на своих кандидатов. Это значит, что выборы и де-факто весьма конкурентны. И здесь, кстати, отличия от предвыборной ситуации 2011 года по-настоящему радикальные – тогда было всего семь партий, из которых три представляли собой просто статистов.

Надо сказать, что власть предприняла серьезные усилия не только для расширения партийного разнообразия, но и для собственного укрепления. Многолюдные митинги в поддержку Путина в 2011–2012 годах привели к появлению очередного рыхлого движения его сторонников. Но на этот раз оно не было брошено сразу же после выборов, а быстро превращено в массовую общественную структуру – Общероссийский народный фронт.

ОНФ, конечно, не стал заменять собой «Единую Россию», хотя первоначально такие планы, похоже, все-таки были. Из него сделали как бы официальную протестную организацию, которая следит за местными властями с точки зрения выполнения ими указов и распоряжений президента. Однако активное медийное сопровождение борьбы «фронтовиков» за реально действующую исполнительскую вертикаль естественным образом привело их к состоянию протопартии, что Кремлю было совсем не надо. Выход был найден в том, чтобы активисты ОНФ выдвигались в депутаты и от ЕР, и от других партий, с которыми они смогут договориться. То есть еще одна особенность кампании-2016 – большое количество открытых или слегка замаскированных сторонников власти, и прежде всего Путина.

Кстати, все эти люди в целом успешно прошли праймериз, которые недавно устроила партия власти. Выдвигаться в Госдуму они станут по одномандатным округам, появление которых впервые с 2003 года, по общему мнению, является главной особенностью нынешнего федерального избирательного цикла. И именно она должна сработать на его легитимность – через повышенные конкурентность и открытость.

Напомним, что из 450 будущих депутатов одномандатники должны составить половину. А это значит, что осенью россиянам будет предложено огромное количество персонифицированных выборов, в ходе которых партийная окраска кандидатов значение, конечно, имеет, но гораздо важнее их личный облик, общественная позиция, локальная известность, наконец. У одномандатных выборов, понятное дело, есть и минусы. Нет полных гарантий от проникновения в Госдуму ставленников криминалитета, приходится мириться с повышением лоббистских возможностей некоторых губернаторов, региональных и всероссийских бизнес-структур. Дополнительные возможности появляются и у оппозиции, причем не всегда конструктивно настроенной.

Власть все эти недостатки мажоритарной системы знала и ответила на них ужесточением избирательного законодательства в той его части, которая связана с действием разного рода предварительных отборочных фильтров. В основном они работают на стадии проверки многочисленных документов, которые обязаны подавать кандидаты. И прежде всего это документы о финансах и имуществе и разнообразные персональные сведения, включая наличие или отсутствие судимостей.

Однако ключевой страховочной мерой против возможных злоупотреблений одномандатной свободой стала нарезка самих округов. Раз оппозиционные настроения, финансовые интересы, медийная активность сосредоточены в основном в крупных городах, то есть, по сути дела, в столицах российских регионов, то получите «лепестковую» конструкцию 225 одномандатных округов. Ее суть в том, что к кусочку урбанизированной территории, приятной любому кандидату, обязательно добавляется весомая часть, состоящая из сельских районов, где все вышеназванные особенности большого значения не имеют. На селе люди любят кандидата, что называется, пощупать, ну и, кроме того, сильно зависят от начальства, а значит, практически беззащитны перед административным ресурсом.

Новая нарезка, кроме того, разрушила все прежние электоральные наработки действующих депутатов Госдумы из оппозиционных фракций, которые все последние годы активно работали в «своих» регионах с прицелом на будущие одномандатные выборы. Строительство электората практически с нуля и всего лишь за год до выборов, когда закон о нарезке и был принят, делает априори более слабыми всех соперников партии власти, у которой в этом деле имеются естественные преимущества. И вот тут дополнительной мерой по сохранению данного преимущества как раз и становится дата выборов.

Напомним, что вообще-то переизбрание Госдумы должно было состояться лишь в декабре 2016 года. Однако под предлогом трудностей с конструированием бюджетного процесса появилась инициатива устроить выборы в сентябре. Тут прежде всего надо заметить, что весной 2015 года ее автором стала вроде бы оппозиционная ЛДПР: власть попыталась прикрыться от обвинений в корыстных замыслах.

В этом ей весьма помог и пресловутый «крымский консенсус» всех думских партий, действующий с весны 2014-го. Организован он был, конечно, не для того, чтобы упростить проведение выборов, но в ходе их подготовки он сыграл реально существенную роль. Под его предлогом уже пару лет подряд в регионах проводятся, по сути дела, договорные кампании. Они, между прочим, продолжатся и в этом году – на уровне регионов. Там параллельно с думскими пройдут избрания губернаторов и заксобраний.

Стоит заметить, что спецоперация «Чистые выборы» может подвергнуться рискам в основном именно с этой стороны. Дело в том, что региональные кампании всегда проходят по своим повесткам, жесткость которых зависит исключительно от местных ситуаций. Таким образом, предпринятые Кремлем усилия по обеспечению конкурентности, открытости и легитимности федеральных выборов могут разбиться об очередное противостояние властных или финансовых кланов в каких-нибудь далеких от Москвы или, наоборот, очень близких к ней субъектах РФ.

Если же этого удастся избежать, то прогноз на итоги 18 сентября выглядит по большому счету однозначным. Единороссы никого в нокаут не отправят, а победят по очкам. Партсписок ЕР, судя по всему, наберет не больше, чем в 2011-м, а возможно, даже и меньше. Но в Госдуме седьмого созыва к партии власти скорее всего вернется конституционное большинство. Достигнуто оно будет за счет одномандатников, многие из которых будут иметь не партийные билеты ЕР, а устойчивые связи с администрацией президента.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1265
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
898
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1047
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1059

Другие новости