Максим Резник попробует свои силы в команде Оксаны Дмитриевой. Фото со страницы Максима Резника в ВКонтакте |
Приближение избирательной кампании в Петербурге ощущается с каждым днем все сильнее – на улицах стоят агитационные кубы, раздаются газеты, то одни, то другие политологи и социологи дают комментарии об ожидаемых результатах. «100 дней до выборов» – под таким названием только что прошел широко анонсированный круглый стол, на котором не было недостатка в рассуждениях, но никто из действующих городских депутатов и заметных политиков своим присутствием его не осчастливил. Хотя уже сейчас очевидно, что борьба за мандаты Заксобрания разворачивается нешуточная. Одновременно с думскими и городскими выборами в городе будут и муниципальные в нескольких муниципалитетах. Но по сравнению с «тайнами Мариинского дворца» они почти не занимают внимания общественности.
Региональный закон о выборах принят буквально на днях. Все страсти вокруг него – и по поводу способов подсчета голосов, и о распределении эфирного времени – отшумели несколько месяцев назад, во время первого и второго чтений, поэтому принятие было почти техническим действием. Сменился глава горизбиркома. Перенарезаны городские округа. Многие известные политики поменяли политическую ориентацию – так, Максим Резник (прошедший прежде путь от «яблочника» до «прохоровца») теперь в новой команде Оксаны Дмитриевой – в Партии роста. А его сподвижник Александр Шуршев предпочел поддержку «Открытой России». Активизировались «яблочники» и ПАРНАС. Партия же власти, проведя скандальные праймериз «для всех», занялась кастингом «среди своих», где признанным дирижером является спикер Заксобрания Вячеслав Макаров. Поскольку кроме действующих депутатов от ЕР в Мариинский дворец хотят попасть и другие единороссы, внутрипартийная борьба очевидна. Эксперты отмечают, что стремление попасть в Заксобрание выражают глава Центрального района Мария Щербакова, советник спикера и экс-депутат Ватаняр Ягья, главный «молодогвардеец» Северо-Запада Михаил Черепанов и некоторые другие персонажи той или иной степени известности в городе.
При этом политический психолог Виталий Бианки заявлял, что расстановка сил в Заксобрании после выборов вряд ли сильно изменится.
5-процентный барьер, по его мнению, точно преодолеют ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР, а вот проход в парламент остальных – под вопросом. А социолог Роман Романов считает, что битва в этот раз развернется не только за традиционный электорат, а в серьезной степени за интернет-аудиторию. Все без исключения с придыханием произносят магическое слово «явка», но многие считают, что меньше всего высокая явка поможет партии власти, – на памяти 2011 год, когда ей пришлось довольно сложно из-за активизации избирателей.
Эффектных телодвижений своих и заезжих политтехнологов в городе пока еще не заметно, но в манипулятивных приемах стороны друг друга обвиняют часто, полагая таковыми в том числе разнообразные соцопросы. Они в самом деле разнятся по результатам – так, одна социологическая фирма внезапно заявляет о резком росте рейтинга команды Оксаны Дмитриевой, другая почти в то же время публикует результаты о ее чуть ли не нулевой известности. Такая социология касается чуть ли не всех относительно значимых фигур.
Новым законом увеличены размеры избирательных фондов: кандидат может израсходовать на кампанию до 12 млн руб. (вместо 5 млн), а партия – до 300 млн руб. (а не 100 млн, как в первоначальном варианте), что, по мнению экспертов, облегчит жизнь многим участникам выборов.
Санкт-Петербург