В Татарстане, по данным за 2015 год, официально зарегистрированы 315 тыс. инвалидов, из них 15,1 тыс. – дети. Региональные власти рапортуют о том, что для людей с ограниченными возможностями в Казани создана доступная среда, однако общественники продолжают указывать на проблемы.
О них в ноябре 2015 года рассказывала сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Фарида Хузина. В качестве классического примера она привела городскую поликлинику № 10, где инвалидам «невозможно подняться даже на первый этаж». Ситуацию вроде бы спасает другой вход с хорошим пандусом и кнопкой вызова санитара, однако она не работает. Другая беда, по словам Хузиной, – неработающие лифты в надземных переходах. Единственный нормальный подъемник был замечен общественником только у остановки «Ветеринарный институт».
Тем не менее Министерство труда и социальной защиты Татарстана рапортует о сплошных успехах региона в реализации программы «Доступная среда». По словам главы ведомства Эльмиры Зариповой, в Казани метро и аэропорт были признаны наиболее адаптированными в России к нуждам инвалидов. Татарстан же, потративший на реализацию масштабной социальной программы более 2,5 млрд руб., вообще оказался в тройке лидеров, уступив только Москве и Краснодарскому краю. «Мы преодолели планку по созданию безбарьерной среды с точки зрения доступности объекта. Прежде всего – доступности объектов социальной инфраструктуры», – сказала Зарипова в интервью изданию «Реальное время».
Инвалиды в Казани действительно могут без ощутимых проблем спуститься в метро (в подземке есть специальные лифты и подъемники) и без посторонней помощи навестить практически любое муниципальное ведомство. В то же время, по словам чиновницы, министерство продолжают забрасывать жалобами граждане, причем далеко не всегда инвалиды, которых не устраивает отсутствие пандусов на входе в аптеку (или, как вариант, – в магазин). «Им (жалобщикам. – «НГ») просто сложно передвигаться, и они говорят, что нет пандуса, по которому было бы легче подняться», – говорит министр, добавляя, что от этого теряют в большей степени бизнесмены, чьи заведения перестают навещать маломобильные группы граждан (пенсионеры, матери с колясками и т.д.).
Глава Минсоцзащиты заявила также о 100-процентном обеспечении центрами реабилитации инвалидов. Сейчас в Татарстане создано 20 таких центров (13 детских и 7 взрослых). Однако с декларируемыми успехами категорически не соглашается глава благотворительного фонда «Детям» Аделина Мингазова. Центров реабилитации, по ее словам, катастрофически не хватает, а частные заведения доступны для детей-инвалидов только за очень большие деньги. «После 18 лет реально найти работу и себя реализовать, но не сидеть в четырех стенах квартиры практически невозможно. Психологической поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, нет. Из реальных достижений могу назвать только доступную среду – пандусов действительно стало больше. А вот инклюзивное образование для инвалидов, например, в полном провале», – утверждает собеседница «НГ».
В Татарстане функционирует несколько десятков сообществ инвалидов. В политической деятельности активисты пока не замечены. Сколько-нибудь громких заявлений чиновников о ситуации с инвалидами в регионе также не звучало.
Казань