В Красноярском крае проживает почти 180 тыс. инвалидов, в том числе около 10 тыс. детей-инвалидов. По словам красноярского омбудсмена Марка Денисова, проблемы, с которыми к нему обращаются люди с ограниченными возможностями, типичны для всей страны. «Жалуются на наше неповоротливое законодательство по госзакупкам, из-за которого люди месяцами вынуждены ждать средства реабилитации. Есть проблемы с ТСЖ и управляющими компаниями, которые не спешат помогать жильцам-инвалидам со строительством пандусов. Большие проблемы с доступной средой у инвалидов, оказавшихся в местах лишения свободы, – рассказал «НГ» Денисов. – Что касается предоставления жилья инвалидам, то здесь они находятся в том же положении, что и другие группы льготников – сироты, ветераны боевых действий и т.п. Социального жилья строится мало, а имеющих право на его получение много».
Действия краевой и муниципальной властей по созданию доступной среды для инвалидов в регионе Денисов оценивает на твердую четверку. Сегодня инвалиды-колясочники могут без проблем попасть в здания власти. В 2014–2015 годах на создание безбарьерной среды из бюджета было потрачено 182,4 млн руб.
Сама власть оценивает свои достижения скромно. «Мы в самом начале пути. Нередко то, что у нас считается достижением, во всем мире давно норма, – заявил губернатор Виктор Толоконский на последнем заседании краевого совета по делам инвалидов. – Необходимы новые подходы и серьезные управленческие решения для качественного образования инвалидов, беспрепятственного получения государственных и муниципальных услуг. Нужны дополнительные предложения для трудовой адаптации инвалидов».
Как сообщили «НГ» в Агентстве труда и занятости региона, ежегодно при содействии краевой службы занятости трудоустраивается более 2 тыс. безработных инвалидов. С начала этого года нашли работу 625 жителей региона с ограниченными возможностями. Работу получают 6 из 10 инвалидов, обратившихся в государственную службу занятости.
Красноярский край является одним из отечественных лидеров по развитию инклюзивного образования. На берегах Енисея эту идею с 2011 года успешно реализует общественное движение «Право на счастье». По его инициативе в Красноярске создан ресурсный центр поддержки инклюзивного образования, где обучают педагогов. Пилотный инклюзивный детский сад стал одним из лучших в стране.
Движению приходится сталкиваться и с проблемами непонимания и равнодушия. В 2015 году в одном из домов Красноярска инклюзивному центру было выделено помещение, но жильцы выступили против строительства пандуса для детей-колясочников. Якобы они испугались, что «дети заразные», что центр заберет парковочные места и т.д. Скандал имел федеральный резонанс, в результате разрешение от жильцов было получено, пандус построили.
«Этот инцидент показал все имеющиеся стереотипы в обществе в отношении людей с ограниченными возможностями. У людей нет опыта общения с тем, кто чем-то отличается. Отсюда и страхи, и косые взгляды, а порой и агрессия, – говорит председатель общественного движения «Право на счастье» педагог-психолог Надежда Болсуновская. – Но мощная волна, которая поднялась в Красноярске в защиту инклюзивного центра, показала, что общественное сознание в городе явно сдвинулось в правильную сторону. Мосты между мирами обычных людей и людей с ограниченными возможностями пусть и не без проблем, но строятся. Инцидент с пандусом показал, что настала пора менять и нормативно-правовые акты, чтобы такие конфликты не вспыхивали».
Красноярск