0
6906
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.04.2016 00:01:20

Меняем кризис на безопасность

Тэги: национальная гвардия, росгвардия, путин, безопасность, виктор золотов, мвд, песков, черкесов, ромодановский, дюмин, виктор иванов, китай, социология


национальная гвардия, росгвардия, путин, безопасность, виктор золотов, мвд, песков, черкесов, ромодановский, дюмин, виктор иванов, китай, социология Численность новой силовой структуры сопоставима с половиной Российской армии. Фото Reuters

Создание национальной гвардии – одна из самых громких политических тем начала апреля. В сфере ответственности новой силовой структуры – борьба с террористами, преступностью и массовыми беспорядками, а также охранные вопросы. Нацгвардию моментально прозвали «личной армией» президента Владимира Путина, усмотрев ее главной целью борьбу с вероятными акциями протеста и попытками «дворцовых переворотов» в выборный период. Власти не утруждают себя внятным объяснением причин реорганизации силового блока. При этом заметно, что заниматься вопросами безопасности Кремлю интереснее, чем решать экономические проблемы, хотя приоритеты населения расставлены наоборот.

Численность нацгвардии делает ее одной из крупнейших силовых структур страны. Под началом Виктора Золотова будут служить свыше 400 тыс. человек – немногим меньше, чем будет в МВД, и в два раза меньше, чем служат в Вооруженных силах. Основную массу нацгвардейцев составят сотрудники силовых подразделений МВД – внутренних войск, ОМОНа, СОБРа и т.д. В свою очередь, под крыло полицейского ведомства возвращаются ФСКН и ФМС.

Аргументация создания новой структуры разнообразна. Изначально Владимир Путин, объявляя о создании нацгвардии на встрече с силовиками 5 апреля, ограничился общими фразами: «Мы активно обсуждали вопросы, связанные с совершенствованием работы правоохранительных органов и силовой их составляющей, и рассуждали, думали о том, как нам улучшить работу по всем направлениям, в том числе это связано с борьбой с терроризмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков».

Более содержательными оказались ответы на вопросы во время «Прямой линии» с президентом 14 апреля. Тогда Владимир Путин выдвинул целый ряд тезисов, которые стоит разобрать подробнее. «Первое и, пожалуй, основное, что лежит в основе этого решения, заключается в необходимости поставить под особый контроль оборот оружия в стране, – подчеркнул глава государства первым делом. – И если вы обратили внимание, это решение связано не просто с выделением внутренних войск из состава Министерства внутренних дел, а с тем, что в этой структуре теперь сосредоточено все, что связано с оружием, с огнестрельным оружием. Это и охрана различного рода, и разрешительная система, и курирование охранных частных структур, и сами, собственно, внутренние войска».

Бросается в глаза не только определенная расплывчатость формулировок. Скажем, не очень понятно, какое оружие имеется в виду – легальные стволы, имеющиеся в распоряжении силовиков и рядовых граждан, или незаконный оборот оружия, или и то и другое одновременно. Но дело даже не в этом. По сути, из общего функционала нацгвардии вычленяется аспект, из-за которого совершенно точно не стоило затевать столь масштабную реорганизацию – и это очевидно всем. Получается как-то уж слишком пренебрежительно, даже демонстративно пренебрежительно по отношению к гражданам.

«Мы рассчитываем на то, что мы сможем повысить эффективность этой работы и снизить затраты на содержание различных служб, – продолжил Владимир Путин. – Эту позицию активно проводило и Министерство финансов Российской Федерации. За счет оптимизации структур, прежде всего управленческого и штабного назначения». Логика в этом объяснении есть: сокращение количества ведомств может привести к снижению трат на управленческий аппарат, при этом создание нацгвардии будет происходить за счет уже заложенных в бюджете средств – выделять дополнительные ассигнования из казны на этот процесс не планируется. Вот только те же самые деньги можно было бы потратить куда с большей пользой, чем на смену вывесок и удостоверений.

Наконец, еще один тезис главы государства – исключение дублирования функций: «Мы считаем, что мы сможем избежать параллельной работы МВД и бывшей ФСКН, поскольку на МВД также лежала задача борьбы с наркотиками. Ну зачем параллельно работать двум ведомствам? Здесь мы рассчитываем, наоборот, на положительный эффект. То же самое относится и к деятельности миграционной службы… Отследить миграционные потоки без активного участия МВД невозможно. Это просто невозможно. А с учетом остроты миграционных процессов внимание государства к этим вопросам не должно понижаться, а наоборот, должно это внимание повышаться». Если продолжать эту логику, получится, что только спустя более десятка лет самостоятельной работы ФСКН и ФМС выяснилось: лучше, вероятно, было вообще не вычленять их из МВД. Хотя все это время дублирование функций, та самая «параллельная работа» (особенно в сфере борьбы с наркотрафиком) ни для кого не были секретом.

Впрочем, к тому, что власти не считают нужным детально и аргументированно раскрывать причины тех или иных действий, все давно уже привыкли. Не исключено, что в дальнейшем появятся новые объяснения, которые скорректируют публичную логику принятого решения, как это было, например, с Сирией. Примечательно другое заявление, автором которого выступил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков: «Доверие, безусловно, есть. Президент не назначает людей руководить силовыми ведомствами, не испытывая к ним личного доверия, – заявил он, характеризуя отношения главы государства с главкомом нацгвардии. – Золотов имеет опыт работы в спецслужбах, и, безусловно, это очень хороший задел для руководства такой крупной службой, как нацгвардия».

Именно в таком порядке: сначала – личное доверие, уже затем – профессиональные качества и опыт. И это говорит о создании новой структуры даже больше, чем все официальные объяснения. Личная преданность фактически объявляется одним из важных факторов крупнейшей реформы силовых структур последнего времени, едва ли не возводится в ранг государственной кадровой политики. Новая структура в этой логике является своего рода аппаратным подарком президента своему протеже.

Краповые береты, возможно, и останутся, но форма скорее всего будет новой. И конечно, за счет бюджета. 	Фото РИА Новости
Краповые береты, возможно, и останутся, но форма скорее всего будет новой. И конечно, за счет бюджета. Фото РИА Новости

Собственно, ничего необычного, за исключением публичного признания, в этом нет: перераспределение силового ресурса давно используется главой государства для изменения сфер влияния в своем ближайшем окружении. Скажем, ликвидируемые ФСКН и ФМС в свое время поддерживали статус отдельных лиц из «силового» круга президента, будь то первый главный борец с наркотиками Виктор Черкесов, его преемник Виктор Иванов или ответственный за миграционные вопросы Константин Ромодановский. Президентские фавориты меняются, причем весьма кардинально (Виктор Иванов, напомним, ни много ни мало бывший главный кадровик путинской администрации). Нынче у главы государства, похоже, в почете личные телохранители: выходцем из Службы безопасности президента является не только новоназначенный главком нацгвардии Виктор Золотов, но и возглавивший Тульскую область врио губернатора Алексей Дюмин.

Любые реорганизации с этой точки зрения – не более чем инструмент выстраивания нового аппаратного баланса. Одна из свежих политических шуток гласит, что лет через пять президент России Владимир Путин, не моргнув глазом, объявит о возвращении внутренних войск в МВД и воссоздании ФСКН и ФМС. Шутки шутками, но ведь действительно такой ход никого не удивит, найдутся и объяснения этому шагу, которые кому-то даже покажутся логичными.

А еще происходит подмена реальной повестки дня страны. Понятно, что заниматься силовыми вопросами: воевать в Сирии, создавать нацгвардию и т.п. – Владимиру Путину, возможно, интереснее, чем бороться с кризисом. Может быть, это даже не главный вопрос в работе главы государства – есть ведь все-таки правительство, призванное быть антикризисным штабом. Вот только одно другому не мешает – или по крайней мере не должно мешать.

Например, соседний Китай. Некоторое время назад в Поднебесной стартовала масштабная военная реформа. Она имеет вполне понятные цели: преобразовать устаревшую систему управления вооруженными силами, усилить политический контроль над армией, ударить по коррупции. А параллельно в стране принята новая экономическая пятилетка, у которой не менее масштабные и столь же четко сформулированные задачи: поддержка внутреннего спроса, стимулирование бизнеса, искоренение бедности и в целом – кардинальная смена модели экономического развития.

В России по большому счету ни политика в сфере безопасности, ни экономическая политика не имеют такой же внятной, понятной, продуманной стратегии. Между тем проблем с экономикой в стране никак не меньше, а скорее даже больше, чем с безопасностью: растет дефицит бюджета (3,7% ВВП в первом квартале), МВФ почти в два раза ухудшает прогноз по падению ВВП в этом году (с 1 до 1,8%), ускоряется падение инвестиций в основной капитал (с 1,5% в 2014 году до 8,4% в 2015-м), годовая инфляция твердо держится в двузначных масштабах, третий год подряд падают реальные доходы населения и т.д.

Более того, судя по соцопросам, затяжной кризис все сильнее надоедает населению. Вот топ-5 главных проблем страны в марте от респондентов ВЦИОМа: экономика (22%), низкие зарплаты и уровень жизни (12%), безработица (11%), социальная политика (8%), падение рубля (8%). В феврале только каждый пятый из опрошенных ВЦИОМом был доволен экономическими действиями властей, 65% потребовали разработать новый курс. Предлагаемые респондентами антикризисные рецепты: новая индустриализация страны (26%), развитие науки и образования (26%), сокращение расходов госбюджета (20%), проведение рыночных реформ (18%), ограничение оборота иностранной валюты (16%) и т.д. Возможно, не все из этого набора принесет пользу, но запрос общества хотя бы на какие-то активные действия власти в экономике бесспорен.

На «Прямой линии» Владимир Путин экономические проблемы не игнорировал, но предпочел акцентировать внимание на положительных сторонах: росте в сельском хозяйстве и строительстве, низкой безработице, положительном сальдо торгового баланса, восстановлении международных резервов. Пассаж президента о состоянии финансовых «заначек» вообще очень показателен. «Если тратить их (резервы ЦБ, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. – «НГ») в том режиме, в котором мы тратили, скажем, в прошлом году, если не пополнять и ничего не делать, то как минимум мы их сохраним еще в течение четырех лет, – поведал глава государства. – Но мы-то планируем, что в следующем году будет уже рост экономики, и поэтому резервных фондов, наверное, не потребуется столько тратить – даже столько, сколько мы тратили. Так что здесь никаких опасений быть не может… Если вообще прекратить все делать, совсем, прекратить всем работать, как говорят – шило в стенку, четыре месяца можно жить, вообще ничего не делать, страна может замереть на четыре месяца и будет существовать». Это, конечно, не призыв «вообще ничего не делать», но сама постановка вопроса выглядит несколько странно.

Главе государства вторит его пресс-секретарь. «Президент и правительство знают, что нужно делать, – заверил Дмитрий Песков в ходе недавнего интервью «России 1». – Они понимают, что нужны комфортные условия для бизнеса. Президент заинтересован в том, чтобы бизнес-атмосфера, инвестиционная привлекательность России поддерживались на соответствующем уровне». И тут же оговаривается: мол, проверки бизнеса со стороны правоохранительных органов оправданны, безгрешных предпринимателей у нас нет…

«Экономика – очень сложный, живой механизм, и заниматься там хирургическими молниеносными операциями, наверное, можно, но лучше действовать по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь», – продолжил Дмитрий Песков. – И давайте не забывать, что последние два года показали: да, наша экономика болеет, она в кризисе, она уменьшилась в объемах. Но она выстояла. Даже очень мощная экономика зашаталась бы самым серьезным образом. Экономика чуть-чуть съежилась, но мы видим, что сейчас стремительно сокращаются темпы падения. И по всем прогнозам можно предполагать, что тенденция изменится в сторону плюса уже в следующем году. Запас прочности есть, работающая экономика есть, кто бы что ни говорил, и главное – есть перспективы у этой экономики. Наверно, что-то нужно структурно менять, и рано или поздно какие-нибудь предложения будут сформулированы в этом направлении, но настоящий момент проходим-то неплохо».

Ну, раз неплохо, то и в самом деле можно пока спокойно заняться созданием национальной гвардии.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
939
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
593
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
406
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
579

Другие новости