Более половины петербуржцев не уверено в своей безопасности, сообщил недавно в ходе ежегодного отчета в городском Заксобрании начальник главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Умнов. Он же рассказал, что доверие граждан к силовым структурам за год выросло. По словам руководителя главка, главными угрозами горожан являются международный терроризм, насилие и коррупция.
Большинство жителей города в последнее время, судя по результатам опросов, обеспокоено ростом цен, ухудшившимся качеством продуктов питания, недостаточным медицинским обслуживанием и нехваткой медикаментов. Повседневная жизнь горожан тесно связана с ближним для Петербурга зарубежьем – Эстонией и Финляндией, где, несмотря на ослабление рубля, продолжают бывать тысячи петербуржцев (а многие благодаря выданным соседями шенгенским визам путешествуют по всей Европе). Заграница в основном не воспринимается как враг, который может чем-то угрожать. В сознании части людей, конечно, отложилась официальная риторика последних лет, но чаще всего фобии – отдельно, а знакомые страны – отдельно. Хотя случаются казусы: так, молодому знакомому, собравшемуся в Финляндию к девушке, коллеги говорили, что «там могут напасть русофобы». Однако более страшными словами, чем «русофобия», выглядят «оптимизация» (например, угроза сокращения числа врачей и больничных коек) или «индексация» пенсий – большинство «молодых пенсионеров», вышедших в прошлом году на заслуженный отдых, даже при 40-летнем стаже работы в этом феврале получили прибавку в 300–500 руб. к пенсии в 6–8 тыс. руб.
Уже два года городские власти считают хорошим тоном вставлять в речи словосочетание «несмотря на внешние вызовы», идет ли речь о росте рождаемости или о ремонте улиц. Создается впечатление героической деятельности губернатора Георгия Полтавченко и спикера Заксобрания Вячеслава Макарова буквально на переднем крае. Такое же ощущение часто возникает у иностранных туристов, гуляющих по Дворцовой площади или у Финляндского вокзала, где часто маршируют военные в камуфляже. Новость о создании национальной гвардии не особо впечатлила город – к созданию очередной силовой структуры не привыкать. Один из фигурантов недавней нашумевшей на днях истории с убийством медсестер в психиатрическом стационаре значится как служивший во внутренних войсках, а если бы убийство случилось чуть позже, был бы гвардейцем.
Тем не менее озабоченность международным положением налицо. Так, в октябре был митинг в поддержку Сирии. На сайте КПРФ он назван массовым и указана численность в 100 человек, на фото же можно насчитать от силы 20 участников. Но ведь не все обладают такими организационными возможностями, как «Единая Россия», выведшая 18 марта пару тысяч бюджетников и студентов на митинг в честь присоединения Крыма. А вот активисты Национально-освободительного движения выбрали другую линию поведения: узнают, где проводит свои пикеты либеральная оппозиция, и приходят туда со своими плакатами, иногда пытаясь подраться.
Санкт-Петербург