Из персонального защитника Виктор Золотов постепенно вырос во всенародного. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В России будет создана своя Гвардия. Пишу с большой буквы из чувства уважения. По словам Владимира Путина, гвардия создана для контроля над оборотом оружия. Цели национальной гвардии (такое у нее официальное название как рода войск) – борьба против терроризма, против внутренних врагов, охрана от них ядерных объектов. Также в ее задачу входит поддержание порядка на массовых протестных акциях, предотвращение в ходе них возможных беспорядков. Для выполнения всех этих сложных миссий гвардейцы получают санкции на проверку документов, проникновение в жилище граждан, досмотр и задержание без объяснения причин в течение трех часов.
Перефразируя реплику Пеликана (его исполнял Григорий Ярон) из фильма «Мистер Икс», можно сказать, что «вертикаль власти росла, росла…», и «что выросло, то выросло».
Высказывается мнение, что слово «гвардия» к новому военному формированию как-то не подходит. В нашем российском менталитете с ней ассоциируются красная и белая гвардии времен Гражданской войны, а также описанная писателем Фадеевым «Молодая гвардия». И, конечно, с гвардейскими полками, которые обрели этот титул на фронтах разных войн. Росгвардия (если по названию ведомства) считаться их преемницей не может.
Согласно другой точке зрения, нынешняя президентская гвардия не имеет никаких аналогов, это принципиально новый эксперимент. Может быть, и так, тем более что еще совсем недавно понятие «инновация» не сходило с официального языка Москвы. Мне же в связи с нашей Росгвардией вспоминается иранский Корпус стражей исламской революции, у которого также самые широкие политические функции и права. Разве защищать исламскую революцию не есть благородное дело?
Из чего Росгвардия (или нацгвардия) будет состоять? Из внутренних войск МВД, из ОМОНа, СОБРа, мобильного отряда особого назначения «Зубр», специального отряда быстрого реагирования «Рысь», а также двух авиаотрядов. Общее число гвардейцев превысит 400 тыс. человек. Командовать Российской гвардией назначен командующий внутренними войсками генерал Виктор Золотов, но подчиняться она будет ему и только ему – Владимиру Путину. И это самое главное.
Зачем потребовалась гвардия? Россия и без нее не испытывала недостатка в силовиках, которые регулярно отчитываются об успехах в наведении порядка и в борьбе против террористов. Кстати, они действительно борются, и отнюдь не их вина, что экстремизм столь живуч. Для избавления от него требуется комплексное политическое решение – просто раздавить его броневиками и разбомбить самолетами не получится.
Может, создание гвардии объяснимо возникновением у президента скрываемого опасения за будущее, за себя, за судьбу ближайшего окружения? Забавно, что появление нового «охранного корпуса» совпало с «панамским скандалом», за который Путину пришлось, пусть и косвенно, но оправдываться лично. А может, его что-то насторожило внутри самого правящего истеблишмента, в котором, видимо, не все испытывают патриотический восторг в связи с бесконечным продолжением санкций и продолжающейся изоляции России? Вдруг кто-то задумался: а нельзя ли что-то поменять, слегка «подкорректировать» политику?
К тому же при изрядно подржавевшей вертикали власти доверие к силовикам тоже не всегда безгранично. Президенту требуются персональные защитники, которыми будет командовать только он сам. Росгвардия для этого очень удобный инструмент. Заметим, что она становится еще одним механизмом ручного управления страной. Конечно, управлять вручную страной рискованно, а порой просто смешно. Недавно президент своим указом снял с должности заместителя начальника российской Госавтоинспекции. Впрочем, он и раньше собственноручно снимал разного рода региональных милицейских начальников. А ведь не царское это дело.
Но, как бы то ни было, преторианцы практически стали частью российской политической жизни.
И еще: функции и полномочия Росгвардии настолько обширны, что поневоле возникает ощущение, что бойцы этой структуры могут в один прекрасный день почувствовать нечто вроде собственной безнаказанности.
И тут возникают параллели с Чеченской Республикой. У ее и.о. главы Рамзана Кадырова тоже есть свои гвардейцы, которые обеспечивают ему контроль над ситуацией у себя дома и подчиняются только ему. Сходство, как говорится, налицо.
Если посмотреть на появление Росгвардии в более широком плане, то сразу становится заметным, сколь логично она укладывается в общеполитическое русло кремлевской политики. Она – составная часть и безостановочной авторитаризации правления, и милитаризации, и отражает она главную линию официальной идеологии: Россия живет в окружении врагов, общество должно еще теснее сплотиться вокруг власти, национального лидера и всячески оберегать обоих. Более всего нам необходимы стабильность, предупреждение эксцессов вроде Болотной площади или протестов дальнобойщиков. Тут без гвардейцев не обойтись.
Создание Росгвардии стартовало параллельно с другими мероприятиями, которые проводит российская власть – и исполнительная, и законодательная. Например, в Госдуме обсуждается законопроект, в котором преступлением будет считаться «содействие экстремистской деятельности». Причем толкование этого содействия оказывается настолько широко, что под него может подпасть все что угодно – от вербовки в ДАИШ (террористическая организация, запрещенная в РФ) до печатных материалов, в том числе таких, в которых изучается терроризм как социально-политический и религиозный феномен. Конечно, проще еще раз обозвать экстремиста бандитом, чем разобраться в происходящем. Попробуешь что-нибудь проанализировать – а тут звонок в дверь. Открываешь – а там уже стоят два гвардейца…
Наказание же за «содействие террористам» обещают весьма суровое. Например, если при пособничестве терроризму было использовано служебное положение, то по законопроекту срок колеблется в пределах от 8 до 15 лет.
А еще одновременно с гвардией в стране будет образовано всероссийское военно-патриотическое движение для детей «Юнармия». И, заметьте, тоже под эгидой президента. Отвечает за юнармейцев Министерство обороны. Предполагается создать сеть центров для общения юнармейцев, для них предусмотрены военная форма, знаки различия. Будет и свой устав. Ну чем не гвардия, только рассчитанная на будущее? Заработает «Юнармия» уже с 1 сентября текущего года. Во времена детства моих взрослых детей начало учебного года знаменовалось только «уроком патриотизма».