0
2905
Газета НГ-Политика Интернет-версия

05.04.2016 00:01:00

Хрупкость прав человеческих

Александр Верховский

Об авторе: Александр Маркович Верховский – директор информационно-аналитического центра «Сова», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Тэги: рпц, патриарх кирилл, кадыров, чечня, права человека, свобода слова, пытки


В поисках баланса между свободой и несвободой? 	Иллюстрация Fotolia/PhotoXPress.ru
В поисках баланса между свободой и несвободой? Иллюстрация Fotolia/PhotoXPress.ru

Недавно предстоятель Русской православной церкви в очередной раз высказался в том духе, что есть вещи поважнее прав человека, и более того, последние всерьез покушаются на эти самые вещи поважнее. Патриаршее выступление наделало шуму, но стоит задаться вопросом: о чем мы должны в связи в ним больше беспокоиться – о правах человека, о Церкви, о российском обществе в целом?

И ведь патриарх далеко не одинок в критических выступлениях в адрес прав человека как концепции или правозащитников как людей, воплощающих эту концепцию в повседневную жизнь.

Вот Рамзан Кадыров ведет форменную войну с Комитетом по противодействию пыткам, который позволяет себе вести дела о пытках в самой Чеченской Республике. Кадыров не пускается в концептуальные дискуссии, как патриарх Кирилл, это не его. Зато он прямо говорит, что непослушные правозащитники «покрывают шайтанов», то есть, переводя с современного чеченского политического жаргона на более общепринятый жаргон, мешают борьбе с терроризмом.

В выступлениях патриарха и главы Чечни, при всех их серьезнейших отличиях, есть явная общность. Кадыров фактически говорит, что права человека мешают безопасности и стабильности – в его понимании, конечно. Патриарх Кирилл видит в правах человека угрозу стабильности «традиционных ценностей», пусть сама эта стабильность существует преимущественно в сознании патриарха и его единомышленников.

А еще правозащитные организации просто пачками записывают у нас в иностранные агенты. И хотя вроде обещали, что этот неприятно звучащий статус не означает никакого ущемления тех организаций, которые его удостоились, но выходит иначе. Впрочем, никто и не сомневался. В риторическом сопровождении кампании по выявлению «агентов» права человека противопоставляются государственному суверенитету и, конечно, опять стабильности, что бы это слово ни значило в нашем бурном мире.

Список людей и групп, выдвигающих претензии к концепции прав человека или к тем, кто их защищает, можно продолжить. Так, может, во всех этих претензиях к правам человека что-то есть? Ну да, есть: любые две системы ценностей в чем-то непременно будут конфликтовать на практике – не потому, что они выстроены против друг друга, а хотя бы уже потому, что по-разному расставляют акценты. Но так устроена жизнь в современном мире: систем ценностей много, они очень многообразно сочетаются не только в странах, но и в отдельных людях, и с этим надо как-то жить.

Но привыкать к этому многообразию тяжело. А особенно тяжело, когда тебе чьи-то ценности мешают делать по-своему. Тем более если ты начальник и не привык к помехам, иначе как от других начальников, находящихся в иерархии на сопоставимом или более высоких уровнях.

Права человека как концепция – это в первую очередь именно об ограничениях, направленных на защиту для людей, для всех людей, того, что описано как эти самые права человека. И не следует думать, что такая защита должна всем нравиться.

Самый банальный пример: свобода слова – это свобода и для слова, кого-то задевающего. Иначе, собственно, о ней бы и говорить не стоило. Поэтому патриарху и многим другим хочется эту свободу ограничить, ссылаясь при этом на то, что слова задевают. Они действительно задевают. А ограничения на свободу – не задевают? Как тут найти баланс? Это не очень просто, применительно к свободе слова на эту тему исписаны уже тонны бумаги, законы в этой сфере постоянно обсуждаются и меняются во всем мире. Но в дискуссиях заметно, что кого-то больше задевают ограничения свободы, а кто-то к ним привык, и его они задевают меньше. Такая разница между людьми осложняет поиск баланса.

Или возьмем свободу от пыток. Эта свобода, в отличие от свободы слова, считается безусловной: пытать нельзя никого и никогда. Но это же помеха тем, кому срочно надо выпытать данные о преступнике, например о террористе. Мы готовы тут искать баланс? В тот момент, когда мы боимся того же теракта, вроде уже и готовы. Но стоит вспомнить, почему запрет на пытки является безусловным, как непросто пришли демократические страны к этому запрету, к тому, что пытать нельзя, даже если есть шанс выпытать нечто очень важное. Конечно, любой тезис можно и нужно подвергать сомнению, любой опыт – переосмыслению, но это не значит, что мы должны вернуться во времена князя Ромодановского и снова шаг за шагом пройти весь путь осознания порочности его методов.

Да, запрет на пытки кое-кому мешает, но он же – если соблюдается – заставляет этого кое-кого повышать свою квалификацию и учиться вести не пыточное следствие. В сущности, то же соображение относится не только к пыткам, но и к прочему произволу чиновников в погонах и без. Вот как бы еще это соображение усвоить...

Начальников понять легко: «он знают, как надо», а все остальные им вроде только мешают. И эти «все остальные» могут выбирать – положиться на начальников или позаботиться о гарантиях. Права человека – это про гарантии. Гарантии в каждом конкретном случае могут казаться избыточными, могут мешать. Но весь смысл гарантий в том, чтобы не пересматривать их в каждом конкретном случае, потому что постоянная возможность пересмотра разрушает саму идею гарантии.

Когда-то, до современности, без гарантий прав человека и обходились, и жили же как-то, что называется. Потом понемногу – начиная с Magna Carta, с Декларации прав человека и гражданина, с Европейской конвенции по правам человека – стали жить иначе. Но, конечно, все равно остаются люди, которые хотят назад, в традиционное общество.

Причины такого стремления – не обязательно личные или политические интересы, хотя, когда мы говорим о политических деятелях или чиновниках, именно эти интересы обычно и рассматриваются. Многие люди просто сами лично, по своему интеллектуальному и нравственному развитию еще не вполне современны, тяготеют к традиционному обществу. И эти люди потом просто придумывают (или заимствуют) какие-то теории в оправдание этого факта личной биографии. Самые популярные из этих теорий – о культурной особости, и их стоило бы обсуждать подробнее, но, очевидно, не в рамках такой колонки.

Увы, это не только про начальников или про каких-то «плохих парней», это про многих из нас, может быть, даже просто про всех нас в той или иной степени. И увы, целые группы людей, а порой и целые страны проваливаются в прошлое, в котором права человека – это не часть институциональной структуры общества, а некая экзотическая идея. Никто потом не рад случившемуся, но разумные выводы из провала тоже делаются далеко не всегда. Нам в сегодняшней России, переживающей множественные попытки реабилитации Сталина, это легко заметить. Поэтому права человека были и остаются столь хрупкой концепцией.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
929
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
517
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1006
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
606

Другие новости