Виктор Юрченко сменил Виктора Толоконского на посту губернатора, но количество громких дел лишь увеличилось. Фото с сайта www.ksonline.ru
Столица Сибири представляет собой Россию в миниатюре – тут можно найти и свой «Черкизон», и свои «золотые часы». При каждом губернаторе его подчиненные разрабатывали собственные схемы «распила и отката».
Общероссийскую огласку небывалые масштабы коррумпированности бюрократии приобрели при губернаторе Викторе Толоконском, ныне возглавляющем Красноярский край. О «деле Солодкиных» и банде Александра Трунова услышали далеко за пределами региона. Судебный процесс над советником губернатора Александром Солодкиным-старшим и его сыном, заместителем мэра Новосибирска Александром Солодкиным-младшим, начался еще в 2012 году. Лишь в 2015 году слушания закончились. Оба уже экс-чиновника, имевшие большое влияние в областной и городской администрациях, были признаны участниками организованной преступной группировки Трунова, действовавшей на территории области в начале 2000-х годов. Ее члены помимо разбойных нападений и убийств занимались подкупом чиновников различных уровней, что дает представление о сращивании местного криминала с представителями власти. Непосредственный работодатель Солодкина-старшего – Виктор Толоконский – минимизировал последствия скандала, сменив губернаторский кабинет на место полпреда президента в Сибирском федеральном округе.
Преемник Толоконского Виктор Юрченко, пожалуй, затмил своего бывшего шефа. Коррупционные расследования, фигурантами которых является непосредственно Юрченко, уволенный президентом «в связи с утратой доверия» в марте 2014 года, тянутся по сей день. Экс-губернатор подозревается в превышении судебных полномочий при продаже по сниженной цене имущественного комплекса в центре Новосибирска структурам, его допрашивают по делу о хищениях денежных средств при строительстве Промышленно-логистического парка, где работал сын экс-губернатора, кроме того, подозревают в переводе военного полигона в земли сельхозназначения, что привело к многомиллионному ущербу для агрохолдинга. Сам же бывший губернатор недавно заявил, что намерен «восстановить свое доброе имя, поскольку претензии, которые есть у правоохранительной системы... это явно сфабрикованные дела...».
Нынешний глава региона Владимир Городецкий навсегда запомнится благодаря «квартирному скандалу», разразившемуся еще в бытность Городецкого мэром Новосибирска. Масштабная афера с продажей 1500 муниципальных льготных квартир началась в 2004 году, но была раскрыта и обнародована лишь в 2015-м.
Спецоперация по нейтрализации сети, включающей должностных лиц новосибирской мэрии и представителей агентства недвижимости, проводилась Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. По материалам оперативных мероприятий, схема по незаконной продаже объектов муниципального жилищного фонда была такой: чиновники управления по жилищным вопросам мэрии получали от застройщиков квартиры для решения социальных задач города, не регистрируя их в Росреестре, передавали в собственность подставным лицам по сделкам купли-продажи, занижая при этом цену квартир на 30–50%. Затем жилье выставлялось на продажу по рыночной стоимости через особое агентство недвижимости. Покупателям права собственности на приобретаемые квартиры передавались по дополнительному соглашению, а разница между рыночной и указанной в первоначальном договоре купли-продажи ценой присваивалась участниками противоправной схемы.
Информация об афере была опубликована в январе 2015 года пресс-службой МВД РФ, правоохранители завели уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере» УК РФ, в кабинетах мэрии прошла серия обысков с изъятием документов по делу и задержанием троих основных фигурантов. Масштабная афера поразила умы новосибирцев, долго обсуждавших, как же можно своровать 1500 квартир. Но, что характерно, в ходе дела задержан был лишь бывший заместитель начальника управления по жилищным вопросам мэрии Новосибирска. Громкое дело, следствие по которому продолжается, прокомментировал и губернатор Владимир Городецкий – именно его подпись как мэра Новосибирска стояла на многих документах, фигурировавших в деле о продаже квартир. Глава региона отметил, что, по его мнению, «практика продажи полученных в тот период от застройщиков по договорам квартир является законной», а политических последствий для главы региона дело не имело.
Новосибирск