Красноярские силовики постоянно радуют общественность сообщениями о своих успехах в борьбе со злоупотреблениями на различных этажах власти. И, как правило, эти рапорты соответствуют действительности. В марте со своего поста вынужден был уйти глава Минусинского района Александр Шахов, которого прокуратура обвинила в различных нарушениях закона о противодействии коррупции (см. «НГ» от 11.02.15). Экс-глава, по информации надзорных органов, владел долями в нескольких сельхозпредприятиях и предоставил неполные сведения о доходах членов своей семьи.
Муниципальные чиновники часто попадают в судебные сводки. Например, несколько лет назад главы двух районов попались, когда покупали себе за счет бюджета квазиордена имени Петра Столыпина. Чиновники были условно осуждены и высоких должностей лишились (см. «НГ» от 06.07.15), но на свободе остались. Более того, летом 2015 года один из них – Анатолий Керзик – с благословения краевой власти даже вернулся в кресло главы Шушенского района (см. «НГ» от 11.08.15). Не остался без работы и другой «орденоносец», бывший глава Эвенкийского муниципального района Петр Суворов. Его после ухода с поста главы через несколько месяцев назад назначили на должность директора Дома дружбы народов Красноярского края.
Возможно, именно сверхгуманное отношение к провинившимся чиновникам способствует разгулу злоупотреблений в местных органах власти. «С конца 90-х годов самые вопиющие проявления коррупции наблюдаются в муниципальных органах власти. Любимым способом обогащения чиновников по-прежнему остается «творческое» освоение бюджетных средств, которые выделяются на строительство дорог и социальных объектов. Это и откаты, и передача подрядов «дружественным» компаниям, – отмечает политолог Юрий Москвич. – Парадоксально, но в Красноярском крае силовики достаточно эффективно борются со злоупотреблениями на региональном этаже власти, но при этом с царьками районного масштаба справиться зачастую не могут. Уверен, только возвращение реальной политической конкуренции может снизить уровень злоупотреблений в муниципалитетах».
Самым высокопоставленным чиновником, осужденным в последние годы в Красноярске за злоупотребления, стал экс-министр промышленности и энергетики края Денис Пашков. Его признали виновным в хищении путем обмана с использованием служебного положения. Итогом громкого дела стал вердикт, по которому Пашков получил пять лет условно с испытательным сроком.
В ближайшее время на берегах Енисея ожидается еще несколько громких процессов. В феврале был задержан депутат Заксобрания Владимир Седов, которого подозревают в получении от строительной компании взятки в особо крупном размере. Как сообщили представители следственных органов, парламентарий уже признался в совершении преступления и даже назвал имена нескольких представителей краевой власти, которые якобы также замешаны в этом деле.
Осенью в центре внимания оказались краевые чиновники. В октябре Федеральная антимонопольная служба РФ сообщила о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении чиновников Министерства природных ресурсов и экологии. В конце октября по решению суда министра Елену Вавилову отстранили от работы на время расследования дела. В ноябре еще на одного чиновника этого ведомства – заместителя министра Юрия Панчука – было заведено уголовное дело. Его также подозревают в превышении должностных полномочий и нанесении ущерба на сумму свыше 17 млн руб.
В ноябре обвинение в получении взятки в особо крупном размере следователи предъявили заместителю министра экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края Надежде Маршалкиной. В феврале первый заместитель руководителя регионального ГСУ Следственного комитета РФ Александр Расстрыгин сообщил, что Маршалкина вину не признает. При этом в СК не сомневаются в собранных доказательствах вины экс-чиновницы.
Глава края еще осенью подписал распоряжение об увольнении Маршалкиной. «Дан сигнал всей системе управления, всему обществу, что коррупционные проявления никто терпеть не будет, – заявил губернатор Виктор Толоконский. – Не могу высказываться по поводу следственных действий в отношении Вавиловой, но что касается заместителя министра экономического развития Маршалкиной, то расследуемый факт не связан с ее работой в правительстве. Он относится к периоду ее работы в Дирекции по комплексному развитию Нижнего Приангарья. Сам факт, что у нее есть какой-то бизнес, не соответствует моим требованиям к работе на государственной службе».
Красноярск