Депутат Сергей Суртаев для того, чтобы поддержать Кадырова, отправился на митинг в Грозный. Фото с сайта www.chechnyatoday.com
Заксобрание Красноярского края за 22 года своего существования приняло почти 3,5 тыс. законов. Но в последние годы знаковые вызвавшие широкое публичное обсуждение региональные законы можно пересчитать по пальцам. Например, в 2015 году самым скандальным стал закон об отмене прямых выборов в муниципалитетах края, принятый по инициативе губернатора Виктора Толоконского. Серьезный резонанс вызвал закон о запрете алкогольных энергетиков, который в Заксобрание внес депутат Владислав Зырянов. В предыдущие годы копья ломались вокруг законов о капитальном ремонте и о поддержке «детей войны». Немало споров в свое время вызвал так называемый закон о тишине.
Жители Красноярья все чаще обращаются в Заксобрание как в своеобразное бюро жалоб. «В 2015 году мы рассмотрели около 450 вопросов, ряд федеральных инициатив, приняли около 150 краевых законов, – говорит спикер краевого парламента Александр Усс. – Главным отличием можно назвать возрастающее количество жалоб от населения, которые адресуются депутатскому составу. С одной стороны, это является следствием сложной социально-экономической ситуации, а с другой – обусловлено определенными надеждами, которые красноярцы связывают с депутатами, стремясь найти в их лице и проводников своих интересов, и защитников, в том числе по вопросам, которые в значительной степени не относятся к компетенции нашего парламента».
Согласно закрытым социологическим опросам, с которыми удалось ознакомиться «НГ», население края знает не более 30% депутатов, работающих в краевом парламенте. Всего в Заксобрании работают 52 депутата. «В Заксобрании всегда тон задавали 10–12 парламентариев, которые и громкие законодательные инициативы выдвигали, и были любимцами СМИ. Такая же ситуация наблюдается и сегодня, – рассказал «НГ» один из старожилов краевого парламента с 19-летним стажем, депутат Олег Пащенко. – В последние годы содержательных инициатив появляется не очень много, потому что в основном законодательный каркас края был создан в предыдущие годы. Сейчас основная масса инициатив носит технический характер. На нашем скучном фоне, конечно же, куда интереснее для журналистов депутаты горсовета Красноярска, которые постоянно веселят народ своими экстравагантными выходками».
Депутаты горсовета и вправду затмили своих более статусных коллег по количеству громких заявлений и скандальных происшествий. На всю страну в январе прогремел пост в социальной сети независимого депутата Константина Сенченко, который раскритиковал слова главы Чечни Рамзана Кадырова об оппозиции. Не отстают и другие муниципальные парламентарии. Например, представитель «Патриотов России» Сергей Суртаев выступил на недавнем митинге в Грозном в поддержку все того же Кадырова. Интересно, что Сенченко сделал в адрес Суртаева ироничный жест, подарив ему после этого митинга щенка кавказской овчарки…
О деятельности федеральных парламентариев на берегах Енисея осведомлены гораздо меньше, чем о пиар-акциях городских депутатов. «Красноярские депутаты в Госдуме активны по-разному. Индивидуальных законодательных инициатив никто из них практически не выдвигает, но они заметны по другим параметрам, – отмечает политолог Сергей Комарицын. – Влиятельной фигурой во фракции «Единой России» является Раиса Кармазина. В общественном пространстве наиболее заметны экс-губернатор края эсэр Валерий Зубов и представитель ЛДПР Дмитрий Носов. Среди самых успешных лоббистов отметил бы Михаила Берулаву, избранного в Госдуму от красноярской группы КПРФ, и экс-мэра краевого центра Петра Пимашкова».
Красноярск