0
2963
Газета НГ-Политика Интернет-версия

19.01.2016 00:01:00

Если без мантр про высокие цены на нефть…

Виктор Цховребов

Об авторе: Виктор Мэйлсович Цховребов – независимый финансовый аналитик.

Тэги: нефть, экономика, стагнация, иран, саудовская аравия, китай, путин, прохоров, усманов, чемезов, греф, дерипаска, потанин, лисин


нефть, экономика, стагнация, иран, саудовская аравия, китай, путин, прохоров, усманов, чемезов, греф, дерипаска, потанин, лисин Источник – inflationdata.com, адаптировано на русский Михаилом Митиным.

2015 год стал, наверное, самым тяжелым с начала 2000-х годов, то есть за все годы правления Владимира Путина. Тем не менее первые две недели 2016 года показали, что в новом году может быть еще тяжелее. Существует множество факторов, которые будут влиять на экономику России в 2016 году и на курс рубля к доллару. Большинство из них сошлись вместе, и их совокупность некоторые эксперты называют идеальным штормом.

1. Нефтяной рынок

Если в октябре-ноябре прошлого года экспертное сообщество предсказывало цену на нефть в районе 40–50 долл. за баррель в среднем по году, то теперь все чаще прогнозы стремятся к более низким значениям. Так, в бюджет Саудовской Аравии заложена среднегодовая стоимость барреля нефти 29 долл., а бюджет Ирана рассчитывается при значении 35 долл. за баррель. Скорее всего среднегодовые значения стоимости барреля и будут колебаться в этих пределах. Не исключены и более низкие значения, некоторые инвестбанки предсказывают и 20 долл., и 10. Кстати, текущая стоимость барреля нефти близка к средним историческим значениям стоимости барреля (в пересчете на современный курс доллара с учетом инфляции) нефти на протяжении последних 70–100 лет (см. график).

Дороже, существенно дороже 40 долл. за баррель (в приведенных ценах) нефть стоила всего два раза: в 70–80-х годах прошлого столетия и в 2003–2015 годах этого. А это значит, что аномалией является как раз высокая стоимость нефти, а не наоборот. В этом смысле, в рамках исторических значений, нужно быть готовым к длительному периоду низких цен на нефть.

Рынок нефти интересен еще и тем, что является одним из самых конкурентных и в то же время политизированным. А еще рынок нефти неэластичен, то есть реагирует (или не реагирует) на баланс спроса и предложения с большими запозданиями. Конкурентным он является потому, что на этом рынке нет ни потребителей, ни поставщиков, имеющих более 5% рыночной доли, а политизированным он является в силу того, что правительства стран, добывающих нефть, сильно стараются его контролировать. Кроме того, на цены сильно влияют настроения инвесторов и общие тренды мировой экономики, оба этих фактора неблагоприятны, и, судя по всему, надолго.

2. Состояние экономики Китая

Один из главных драйверов роста мировой экономики за последние 30 лет, Китай сегодня стремительно тормозит и показывает все признаки того, что может скатиться в рецессию. Масштаба китайских проблем пока еще никто себе не представляет (в том числе и само китайское правительство), но скорость расходования китайских ЗВР за последние полгода впечатляет – всего чуть больше 500 млрд долл., из них 112 млрд – в декабре. Быстрый рост китайской экономики за последние годы успешно стимулировался огромным притоком инвестиционных денег, дешевыми правительственными кредитами и растущим притоком от экспорта. Зачастую этот рост стимулировался искусственно через инфраструктурное строительство и строительство жилья, в частности притчей во языцах стали так называемые города-призраки, в которых никто не живет. Масштаб китайских проблем еще трудно оценить в силу того, что помимо официального банковского сектора в Китае существует и так называемый теневой, и что происходит там, никому не понятно. И если учесть, что по объемам он как минимум равен официальному, то и проблемы, которые он доставит, тоже будут немалые. К тому же если правительство Китая попытается спасать официальную банковскую систему, то теневой сектор вряд ли может рассчитывать на какую-либо помощь или санацию.

3. Геополитические игры

Классическая геополитика, связанная с разделением мира на зоны влияния, и в том виде, в котором она была известна в XIX–XX веках, по моему глубокому убеждению, умерла вместе с развитием современных технологий. Вернее, старая геополитика умирала в несколько этапов, первый удар был нанесен развалом колониальной системы, а последний – развитием информационных технологий. Между тем в мозгу у большинства российских граждан крепко сидит мысль, что мир извне спит и видит, как бы отобрать у русских их ресурсы. Но в реальном мире все по-другому. Например, большая часть добычи нефти в России обеспечивается иностранными нефтесервисными компаниями и иностранными же технологиями, АвтоВАЗ ныне – это Renault и Nissan в одном флаконе, а крошечный Израиль обеспечивает болгарским перцем всю Россию длинными зимами.

Как же это получается? А дело в том, что в современном мире тот, кто владеет технологиями, тот владеет всем. Это в XVI и XVII веках владение территориями было источником силы и могущества государства, но сейчас уже нет.

Именно по этой причине, например, капитализация Apple, Microsoft, Facebook и иже с ними в разы превосходит капитализацию сырьевых компаний по мультипликаторам.

Владимир Путин в своем последнем интервью немецкому изданию Bild сказал, что строительство империи никому не нужно и что это слишком затратно. То же самое можно сказать и про контроль над территориями: дорого, хлопотно и никому не нужно. А сырье всегда можно купить, если не здесь, то там. Как показывает практика, если какой-либо товар становится слишком дорогим, то очень скоро появляются альтернативные источники этого товара: сланцевая нефть, сланцевый газ и латеритный никель – классические примеры тому.

4. Структурный кризис  экономики

«Через полчаса в Екатерининском зале бизнесмены в отличие от, например, членов президентского совета по физкультуре и спорту, который состоялся накануне, не сидели, а стояли в ожидании президента за спинками стульев.

Люди разбились, казалось, по интересам: Михаил Прохоров увлекся беседой с Владимиром Потаниным, Герман Греф – с Олегом Дерипаской, Алишер Усманов – с Сергеем Чемезовым. А на самом деле просто их фамилии начинались с соседних по алфавиту букв.

Ожидание заняло еще не менее получаса. Я обратил внимание на вдруг чрезвычайно оживившегося Владимира Потанина.

– Смотрите, – громко сказал он. – Лисин сел.

Владимир Лисин, и правда, не выдержал и присел на краешек стула.

– Володя, беспокоимся теперь за тебя!.. – сказал ему Владимир Потанин и продолжил, обращаясь уже к Михаилу Прохорову: – Представляешь такой заголовок: «Владимир Лисин сел».

Тут уж ни у кого бы нервы не выдержали, и Владимир Лисин, конечно, встал».

Этот, казалось бы, смешной диалог двух российских олигархов, приведенный в репортаже журналиста «Коммерсанта» от 24.12.15, говорит многое о структуре и сути современной российской экономики. И это крупный бизнес, казалось бы, могущественные олигархи! Что уж тут говорить о средних и малых предпринимателях, которые находятся на мушке у разнообразных силовых и прочих контролирующих органов рангом пониже.

Вряд ли Элон Маск (не поминайте всуе его имя) поймет такой юмор.

То, что российская экономика, вернее, современная ее модель входит в фазу крутого пике, было понятно еще в 2012 году, уже тогда никто не хотел играть вдолгую и инвестировать в российскую экономику. В том числе люди, сколотившие состояние благодаря этой самой экономике.

С тех пор много чего произошло: мы успели разругаться почти со всем миром, повоевать в Украине (конечно же, косвенно), получить международные санкции, наложить контрсанкции на себя, обесценить рубль, объявить импортозамещение и прочее, но основной тренд остался таким же – никто не хочет инвестировать в Россию. Совсем. Вообще.

Нынешняя модель экономики показала свою нежизнеспособность, и мантры о том, что нефть вот-вот будет стоить 50–60–70–80 долл., периодически звучащие из уст разнообразных чиновников, это только подтверждают.

5. Коррупция

В целом коррупция – это, конечно, зло, но, как и любое зло в мире, она не абсолютна. Абсолютного зла не существует. Коррупция – это рыночный механизм, который иногда заменяет неработающие механизмы и может быть полезным, но здесь стоит поставить два ограничения:

а) у коррупции есть граница полезности, и условно ее можно обозначить английским выражением «The worst thing about corruption is that it works so well». Как только ее размеры выходят за эти условные рамки, этот механизм превращается в самовоспроизводящегося монстра, который заражает, как вирус, все вокруг;

б) условно коррупцию можно разделить на две составляющие: казнокрадство и мздоимство. Несмотря на кажущееся сходство, это все-таки разные явления. Казнокрадство – это когда государственные деньги списываются, например, на намыв территорий, а территории не прирастают в силу различных природных явлений непреодолимой силы, а мздоимство – когда территория все-таки намывается, но за откат и немного меньше.

Если в условном государстве жестко наказывают хотя бы за одно из этих явлений (логичнее, конечно, за казнокрадство), то это условное государство может жить и даже развиваться. Примеров этому уйма, в частности, практически вся Азия, особенно Юго-Восточная и Китай, где казнокрадство жестоко наказывается, вплоть до расстрелов, и за исключением Сингапура.

Но если эти оба недуга поражают систему государственного управления, то такое государство не может развиваться и в лучшем случае стагнирует, а чаще и откатывается назад.

В целом хочется развеять еще один миф – о том что все государства более или менее быстро, но постоянно развиваются, несмотря на циклы и спады. Наверное, это верно только с точки зрения больших чисел, то есть сейчас любое, даже самое отсталое государство, понятное дело, живет комфортнее и лучше любого государства 1000 лет назад, хотя и с этим можно поспорить. Но на более коротком отрезке времени, например в 50 лет, только семь государств сумели перепрыгнуть из условного третьего мира в условный первый по уровню жизни, и это так называемые азиатские тигры.

Весь остальной мир в лучшем случае стагнирует, а в целом живет хуже, чем в 60-е годы прошлого столетия, и лишь немногие страны стоят на пути экономического роста и политических преобразований. До недавнего времени на этом пути стояла и РФ…

6. Так называемый цикл сильного доллара

В ближайшие несколько лет, по общему мнению, американская валюта будет укрепляться по отношению к валютам практически всех стран. Сильный доллар автоматически означает низкие цены на сырьевые товары, то есть практически на весь наш экспорт.

7. Санкции

Как бы громко ни смеялись «Искандеры» и «Тополя», но санкции, несмотря ни на что, работают и негативно влияют на российскую экономику. Конечно, самоналоженные контрсанкции куда вреднее и болезненнее, чем западные санкции, но тем не менее.

И наконец, что со всем этим нам нужно делать?

Ничего сверхъестественного делать не надо, все рецепты уже давно известны и написаны и успешно применялись. Тут я буду банален, как Капитан Очевидность.

Если широкими мазками, то правительство должно обеспечить следующее:

– действительно независимая судебная система;

– гарантии неприкосновенности частной собственности;

– благоприятный налоговый режим;

– минимальное вмешательство государства в экономику.

Умом я понимаю, что сложившаяся система управления просто не в состоянии этого сделать по определению и скорее всего будет поступать ровно наоборот. Пока все меры борьбы с кризисом у правительства свелись к переименованию учетной ставки в ключевую и повышению налогов. А повышение налогов – это худшее, что может сделать правительство во время кризиса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1801
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1709
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1479
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1663

Другие новости