Фото пресс-службы губернатора
В Омской области бюджет на 2016 год по аналогии с федеральным готовили на один год, а не на три. Власти признали, что это связано с ухудшением экономической и как результат бюджетной ситуации. Впервые главный финансовый документ области верстал 42-летний министр финансов Вадим Чеченко, единственный из всех министров напрямую подчиняющийся губернатору Виктору Назарову. До этого девять лет казной заведовала Рита Фомина, ставшая в прошлом году фигурантом уголовного дела.
Чеченко в выражениях не стесняется и сразу заявил, что в 2016 году Омская область переходит на ручное исполнение бюджета, который станет самым сложным за последние годы. Даже по сравнению с 2015 годом доходы казны упали на 16%, или на 11,6 млрд руб., – до 60,7 млрд руб. Расходы оказались сокращены на 17,7%, или на 14,1 млрд руб., до 65,4 млрд руб.
Региональному Минфину перед федеральными коллегами удалось обосновать факт снижения бюджетной обеспеченности, что позволило на 900 млн руб. увеличить нецелевую финансовую помощь для региона до 5 млрд руб. Экономический кризис сказался и на основных налогоплательщиках Омской области, из-за чего казна не досчиталась в 2015 году 7 млрд руб. По прогнозу омских финансистов, в этом году поступления от налога на прибыль сократятся на 30%. Неналоговые доходы сократятся на 24%.
Образовавшийся дефицит в 4,8 млрд руб. в правительстве области собираются покрывать за счет бюджетных кредитов. По прогнозам, в конце 2016 года регион вплотную приблизится к предельному уровню госдолга в 50,2 млрд руб. После всех заимствований объем госдолга достигнет 46 млрд руб.
Областная власть ставит себе в заслугу беспрецедентное увеличение дорожного фонда на 2,7 млрд руб., до 5,2 млрд руб. При этом на целый миллиард вырастут расходы на обслуживание госдолга – до 4 млрд руб. Более чем в два раза региональным финансистам пришлось урезать инвестиционные расходы – до 980 млн руб. Все свободные средства власти вынуждены направлять на строительство социальных объектов в рамках подготовки к празднованию 300-летия Омска, поскольку федеральное финансирование крупных инфраструктурных объектов, таких как метро, международный аэропорт «Омск-Федоровка» и Красногорский гидроузел, прекращено. Из обещанного город к юбилею в лучшем случае получит несколько дорожных развязок, новую поликлинику для жителей левобережной части мегаполиса и реконструированную детскую горбольницу № 3.
Сокращению также в первую очередь подверглись расходы на госаппарат, проведение праздничных мероприятий и содержание спортивных команд. Расходы на поддержку сельского хозяйства будут сокращены на 27%. Компенсировать их облправительство собирается за счет привлечения федеральных средств.
Непростая экономическая ситуация заставила губернатора Виктора Назарова (выходца из «Газпрома») заговорить о том, что настала пора обязать крупные корпорации платить налоги по месту расположения производства. «Вопрос назрел, и, думаю, он будет все-таки рассмотрен на федеральном уровне, – надеется глава региона. – Сегодня в рамках консолидированных бюджетов регионов уплата налогов крупными вертикально интегрированными компаниями ведется с серьезным перекосом. Не учитывается место расположения производства. Уплата налогов ведется пропорционально общему количеству занятых в компании работников, в том числе офисного и обслуживающего персонала. Так делать нельзя, нужно отталкиваться от производства».
«В Омской и Новосибирской областях собирают налогов примерно одинаково, но при этом в столице Сибири остается до 90% налогов, собранных на территории, – говорит экономист Алексей Егоренко. – Омская область получает менее половины. Региону катастрофически не хватает денег на развитие инфраструктуры и социальной сферы».
Политолог Михаил Андреев отмечает, что в правительстве Омской области к аргументу неблагоприятных внешних экономических условий обращаются редко: «Губернатор и его команда честно говорят о внутренних проблемах, которые существуют. Про санкции и мировой кризис говорят только в крайнем случае, когда сказать нечего и аргументы кончаются».
Омск