Из жизни «низов» и отношения к этим событиям «верхов». Коллаж Павла Романенко
Феномен общественного восприятия: подробности удивительной дружбы тигра Амура и козла Тимура в приморском сафари-парке уже несколько дней прочно держат одно из первых мест в новостных рейтингах. Они даже подчас забивают сирийские сюжеты, не говоря об украинских. История про то, как парнокопытный, вместо того чтобы стать очередным обедом полосатого хищника, не только подружился с ним, но даже согнал его с излюбленного спального места, обрастает все новыми подробностями, и теперь все желающие могут наблюдать в YouTube и даже в новостях на Первом за тем, как эти столь разные четвероногие вместе гуляют по просторному вольеру. Информация на Рамблере, к примеру, так прямо и анонсируется: тигр Амур и козел Тимур. День пятый.
Но это, как говорится, lifestyle. Людям в любые времена, даже совсем безысходные, необходим позитив, повод для радости. В самом деле, если с утра до ночи читать про то, как отняли малыша у матери, а она отдавать его не хотела, и его буквально вырвали из ее рук, а потом он умер; а еще не только про отнятых детей, но и про как будто самих себя убивших, изнасилованных, избитых граждан, – то в конце концов ни слез не останется, ни веры в то, что ты – гражданин своей страны, которая все силы прикладывает для того, чтобы ты жил лучше и счастливее. К слову, чтобы сюжет про благодушие тигра к козлу не показался любознательным россиянам совсем уж беззубым, некоторые российские СМИ тут же поторопились предупредить: случаи дружбы хищника и жертвы известны, но долго это не продлится. И как только тигр проголодается…
И становится немного не по себе от того, что в какой-то момент ты вдруг начинаешь примеривать на себя роль того самого козла Тимура, которого пока еще терпят, но при случае могут съесть. И не так чтобы впрямую, а налогами, поборами, штрафами.
Ведь еще не утихли страсти по вмененному практически каждому гражданину РФ ежемесячному платежу за капитальный ремонт (и не важно, что у кого-то в доме он случится спустя лет эдак 20 и всю силу этого «государственного оброка» довелось ощутить особенно москвичам, для которых ставка за квадратный метр жилья самая большая в России) – как надвигается новая напасть. Дальнобойщики уже посчитали, сколько им придется платить за проезд по федеральным дорогам, если не удастся договориться с правительством. И эти пресловутые 200 тыс. руб. они, униженные и побежденные, переложат в большей своей части на нас, обычных граждан, вынужденных покупать перевезенные им овощи, фрукты, да мало что еще по цене, в которую будут априори заложены все дорожные издержки.
Мы это уже прошли с ценами на сыр, рыбу и прочие продукты из так называемого санкционного списка. Нет, дальнобойщики здесь ни при чем, мы знаем, что платим чуть ли не в два раза больше, чем раньше, за российский – российский, а не какой-нибудь итальянский или голландский! – сыр только потому, что таким образом наказываем наших еще недавно западных друзей. А что они позволяют себе с нами не соглашаться и видят устройство мира иначе, чем наша власть?! Которая, разумеется, знает про то, как жить россиянам, лучше их самих и потому советоваться с ними, то есть с нами, в большинстве своем не считает необходимым.
После теракта, совершенного 31 октября на борту российского самолета, вылетевшего из египетского Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, указом президента был наложен временный запрет российским авиакомпаниям на вылеты в этот регион . И это было понятно: вряд ли стоит лететь отдыхать туда, где нет гарантий безопасного возвращения. Но поспешность, с которой этот запрет был впоследствии наложен на все без исключения российские турфирмы, привел к абсолютному коллапсу – в аэропортах, в бюджетах туристических компаний (цифр, сколько из них разорится в результате всех этих действий, нам не сообщают), в настроениях тысяч россиян. В конце ноября почти незаметным прошло сообщение, что всего из Египта транзитными рейсами было вывезено около 90 тыс. россиян, но про то, что всем этим бедолагам пришлось по нескольку дней ожидать вылета на родину, бросая по просьбе транзитных авиаперевозчиков багаж без присмотра прямо в аэропорту, сюжетов нет. «Почта России» скромно сообщила, сколько багажа она перевезла за эти дни, не уточняя, сколько же было чемоданов утеряно в результате всей этой суматохи.
А теперь еще Турция. В которой на данный момент, если верить сообщению главы Ростуризма Олега Сафонова, находится около 10 тыс. российских туристов. И снова президентский указ запретительного свойства.
Но понимания необходимости подобных ограничительных мер среди россиян уже меньше, и вот уже бродят слухи, какая страна – следующая в списке: Израиль? Греция? Или, может быть, Гоа? И МИД уже вынужден в который раз опровергать «беспочвенные слухи» про запреты на выезд из страны вообще. Про те сотни тысяч маленьких фирм по всей России, то есть про наш малый бизнес, который до сих пор успешно контактировал с Турцией в торговом отношении, умолчим вообще. Кому из власти есть дело до того, что теперь на грани разорения не самые маленькие турфирмы, специализировавшиеся на эконом-туризме в Египет, Турцию и другие страны, и фирмы, что успешно торговали всем турецким и вполне качественным: постельное белье, одежда, продукты?! Ведь в нынешних условиях торговые отношения с врагом России, по логике власти, равносильны предательству. И это мы уже тоже проходили, если вспомнить о грузинских винах и «Боржоми», в которых что только не находил приснопамятный Геннадий Онищенко.
И повторяя словно заклинание «лишь бы не было войны, а все остальное мы перетерпим, пояса затянем», люди не замечают, что война между человеком и системой, которой нет дела до чувств и настроений, уже началась. И уже отвоевываются гаишниками назад возможности проверять всех без исключения водителей на алкотестере, и при любых отклонениях на приборе (включая даже разрешенные сотые доли промилле) им хочется самолично решать вопрос отправки таких неблагонадежных граждан на медосвидетельствование. И нас всех уже пугает аналитик в государственной российской газете, что валютой, – заметьте, валютой! – лучше запасаться сейчас, потому что к Новому году рубль упадет. И москвичам предрекают, что скоро парковка в любом месте Москвы станет платной, потому что земля в столице России – не народная, а государственная..
«Российской власти очень повезло с народом», – вовсе не шутит эксперт-политпсихолог Елена Шестопал (см. интервью с ней ниже). Потому что он, народ российский, очень терпелив, и какие бы трудности ни ломали вот уже налаженную и вполне благополучную жизнь российских граждан, они по-прежнему верят, что все лучшее их еще ждет. Только вот страхов становится все больше и больше.