Омские активисты постарались показать, каким может быть праздник без официоза. Фото с сайта www.picnicomsk.ru
Протестные настроения в декабре 2011 года в Омске собрали на площади возле Музыкального театра около 2000 человек. Таких масштабных митингов город не видел с начала 90-х. Однако затем волна возмущения с призывом «За честные выборы» стала сходить на нет, но если в большинстве регионов все со временем затихло, то в Омске появившиеся гражданские активисты к лету решили организовать фестиваль «Городской пикник».
Тогда же омичи впервые услышали о краудфандинге – средства на мероприятие собирали в Сети. Вдохновением для Романа Ковалева и группы его единомышленников стали аналогичные столичные пикники, где непременным условием был отказ от алкоголя, посетители размещались на траве, а со сцены играла живая музыка.
Активисты решили показать, каким может быть массовый праздник, если он будет лишен чиновничьего официоза и пафоса. На первой встрече организаторов в июле 2012 года присутствовало всего 12 человек, которые затем придумали и выбрали слоган «Все будет иначе!», ставший девизом проекта «Пикник».
Первый «Городской пикник» прошел 8 сентября того же года на территории муниципальной лыжной базы. Без участия администрации города обойтись все-таки не удалось. Посильную помощь оказал департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта. За это чиновники затем поставили проведение фестиваля на 11 площадках себе в заслугу. Глава департамента Михаил Расин на аппаратном совещании доложил об этом мэру Вячеславу Двораковскому. «Участие мы принимали разное, – оправдывался позже Расин. – В том числе предоставление материальной базы, участие в сценарии. Если говорить о «Городском пикнике», то у меня была личная встреча с инициаторами».
Обиды на чиновничью отчетность у самих организаторов не осталось. «Площадка, на которой проводился пикник, принадлежит в равной степени городу и частному лицу, – вспоминает Роман Ковалев. – И с теми, и с другим мы договорились о бесплатной аренде. Это, кстати, демонстрация прекрасного поведения властей: мы обратились к ним по поводу площадки и попросили больше никак себя не проявлять».
Эта же команда активистов пыталась организовать зимой каток на территории историко-культурного комплекса «Омская крепость», но здесь уже вмешалось чиновничество. Хорошая идея разбилась о причитания руководства комплекса, что от организации катка пострадают и без того аварийные исторические здания.
Пикник в Омске с разной степенью успешности проходил еще три раза, пока в этом году не было объявлено о закрытии проекта. Авторы идеи сразу же предупредили, что не стоит в этом искать никаких подвохов – просто франшиза исчерпала себя. «Команда организаторов (Татьяна Окулова, Алина Бегун, Елена Завьялова, Андрей Шалыгин и Полина Клецкина) приняла единогласное решение, и оно не связано ни с каким-то давлением, ни с чем, кроме того, что в этом проекте, в этом формате, мы дошли до точки, – заявил Ковалев. – С каждым разом пикник становился все масштабнее и лучше, а в этом году мы создали что-то настолько громадное, навороченное и замечательное, что пытаться повторить это снова бессмысленно. Перед первым пикником мы ставили цель – показать, что в Омске есть активные хорошие люди, которые готовы менять город к лучшему. Мы ее достигли».
Урбанист Борис Ибраев считает, что «Городской пикник» останется в памяти омичей: «Пикник стал доброй традицией последних лет. Поддерживать заданную планку в условиях экономического кризиса было невозможно. Например, даже бюджет Омска на новогодние мероприятия в этом году урезан вдвое».
«Хорошо, что команда проекта и Роман Ковалев не бросили начатое, – отмечает политолог Алексей Кабанов. – Они сейчас ездят на форумы по организации комфортных общественных пространств, а также занялись реализацией новых идей».
Омск