0
2299
Газета НГ-Политика Интернет-версия

06.10.2015 00:01:05

Партий много, но итог один

Тэги: медиалогия, единая россия, кпрф, справедливая россия, лдпр, медведев, виктор назаров, дмитриева, ерощенко, сергей левченко, парнас, оппозиция


медиалогия, единая россия, кпрф, справедливая россия, лдпр, медведев, виктор назаров, дмитриева, ерощенко, сергей левченко, парнас, оппозиция Большинство инициатив Дмитрия Медведева по реформированию партийного законодательства не имело никаких шансов стать реальностью. Фото Reuters

«НГ-политика» вместе с информационно-аналитической компанией «Медиалогия» попыталась восстановить ход развития российской партийной системы с 2011 года. Тогда в рамках либеральных реформ президента Дмитрия Медведева была существенно упрощена процедура регистрации партий и их возможности участия в выборах. Однако дальнейшие законодательные изменения вернули все на свои места. В политической системе сложилась четкая партийная иерархия, и участие в ней новичков весьма ограниченно.

Сейчас в России официально зарегистрированы и имеют право на участие в выборах 75 политических партий. При этом только семь из них прошли регистрацию до 2012 года. Помимо парламентской четверки («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») в них входят: «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России» и РПР–ПАРНАС.

Внезапное появление всех остальных связано с реформами партийного законодательства, произошедшими в 2011 году. Их инициатором выступил на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев. Согласно нововведениям, серьезно снижались требования к численности политической партии – с 45 тыс. до 500 человек. Также, согласно закону, снижались требования к количественному составу региональных отделений партий, фактически теперь они могут состоять из двух человек. Параллельно с упрощением условий создания политических партий Медведев также предложил поправки в законодательство, которые открывали им возможности широкого участия в выборах. Для регистрации своих кандидатов у партий отпала необходимость собирать подписи. Такое требование осталось только для президентских кампаний.

Кроме того, Медведев хотел вернуть прямые выборы глав регионов, однако последнее нововведение претерпело изменения почти сразу. Для участия в выборах решено было ввести так называемый муниципальный фильтр, согласно которому кандидат, желающий принять участие в губернаторской кампании, должен собрать подписи от 5 до 10% муниципальных депутатов или глав муниципальных образований региона.

Эта норма серьезно ограничила потенциальное участие кандидатов в выборах. Один муниципальный депутат может отдать подпись только за одного кандидата. Во многих регионах даже кандидаты от парламентской оппозиции могут зарегистрироваться, если им в этом помогут региональные власти. Это порождает мнение о том, что муниципальный фильтр становится своеобразным инструментом власти по конфигурации выборов.

В этом плане показательна история на выборах губернатора Омской области в этом году. Главный оппонент губернатора от КПРФ Олег Денисенко собрал подписи сам, но впоследствии некоторые из них совпали с подписями действующего губернатора Виктора Назарова. Причем камнем преткновения стала подпись депутата совета Крутинского района Нины Лушовой, которая много лет состояла в Компартии. Именно из-за ее подписи Денисенко грозило снятие с выборов. Сама Лушова неожиданно отправилась на отдых в Крым. Такая череда событий неминуемо приводила к мысли, что произошедшее могло быть ходом команды Назарова. Денисенко был лишен регистрации в качестве кандидата, однако впоследствии он был восстановлен на выборах решением Верховного суда. Областной суд его претензий не признавал.

Ранее, в 2014 году, из-за муниципального фильтра не смогла принять участие в выборах главы Санкт-Петербурга известный депутат Госдумы, бывший представитель эсэров Оксана Дмитриева. И все же говорить о том, что муниципальный фильтр является непроходимым для оппонентов губернатора, – преувеличение. В частности, на этих выборах в Иркутской области во втором туре действующий губернатор Сергей Ерощенко неожиданно для многих проиграл коммунисту Сергею Левченко. Однако очевидно, что в ряде ситуаций муниципальный барьер играет действующим губернаторам на руку и позволяет не допустить к выборам ряд оппонентов.

Очень скоро были изменены и инициативы Медведева, касающиеся отмены сбора подписей для участия в выборах других уровней. Уже в 2013 году была введена обязательная процедура сбора подписей для участия в выборах в региональные парламенты и муниципальные образования. От этой процедуры освобождались только партии, получившие на думских выборах более 3% или уже имеющие своих представителей в региональном парламенте или органах местного самоуправления.

Фактически эта норма сыграла на руку прежде всего парламентским партиям. Она позволяет им избавиться от повсеместной конкуренции малых партий, ряд из которых делит с ними один электорат. Например, у КПРФ есть целых два конкурента на этом поле – «Коммунисты России» и КПСС.

Особый резонанс проблема процедуры сбора подписей получила в этом году в Новосибирской области. Для того чтобы пройти там подписной фильтр для участия в выборах в региональное Заксобрание, необходимо было собрать более 10 тыс. автографов граждан. Этот барьер после выявления брака в подписных листах избиркомом оказался непреодолимым для РПР–ПАРНАС. В Калужской области аналогичная история случилась с «Гражданской инициативой» (здесь надо было набрать более 4 тыс.  подписей). Не смогли преодолеть подобный барьер и многие кандидаты на прошлогодней кампании в Мосгордуму.

О том, насколько реалистичен сбор подобного количества подписей граждан, ведутся споры, однако основная сложность еще в том, чтобы соблюсти все необходимые юридические условия этого сбора. Любое несовпадение указанных паспортных данных в подписных листах с базой данных ФМС приводит к браку данной подписи. И в данном случае возможны банальные ошибки сборщиков. Они могут неправильно записать данные со слуха. Ошибиться может и человек, который их дает сборщику (ведь не каждый даст в руки волонтеру паспорт). Собранные подписи также могут проходить проверку графолога. Он сверяет одинаковость почерков в дате и подписи граждан (эти две графы избиратель должен заполнить своей рукой). Существует также ряд оснований для полной забраковки подписных листов. А в той же Калуге подписи «Гражданской инициативы» полностью забраковали из-за того, что в подписных листах не было указано, что Андрей Нечаев является председателем партии, а не просто ее членом.

Помимо ошибок возможны и намеренные диверсии. В частности, представители РПР–ПАРНАС говорили, что к ним в волонтеры записались «токсичные сборщики», которые намеренно допускали ошибки в подписных листах, чтобы их в дальнейшем забраковала избирательная комиссия. Однозначно такая возможность для конкурентов в процессе выборов возможна.

Кроме того, сбор подписей несет в себе серьезные денежные затраты. Тем не менее утверждать, что данную процедуру невозможно пройти, как и в случае с муниципальным фильтром, не совсем корректно. Ведь тот же РПР–ПАРНАС, успешно собрав подписи, смог зарегистрировать свой список в Костромской области. Однако очевидно, что сбор подписей как процедура создает серьезные преимущества парламентским партиям и «Яблоку», а также серьезно сужает круг возможностей для участия в выборах малых партий. Наиболее реалистичным вариантом для них остаются муниципальные выборы с дальнейшей попыткой выйти на региональный уровень. Представители же контрэлиты регионов скорее предпочтут партию, которая избавлена от процедуры сбора подписей избирателей. Иллюстрацией такой стратегии является история известного костромского предпринимателя Владимира Михайлова. В прошлом представитель «Единой России», он рассорился с партией, однако для дальнейшего участия в выборах выбрал партию «Яблоко», которая не нуждается в сборе автографов граждан для выдвижения своих одномандатников и списков.

В 2016 году для политических партий пройдет главная кампания – выборы в Госдуму. Здесь введены аналогичные фильтры. Для допуска до выборов своего списка партии, уже не имеющие представительства в парламенте, набравшие на прошлых думских выборах менее 3% и не имеющие представителей в региональных парламентах, обязаны будут собирать 200 тыс. подписей для участия в кампании (причем в одном субъекте должно быть собрано не более 7 тыс.). Для кандидатов по одномандатным округам эта норма составляет 3% от количества  избирателей округа.

Уже сейчас можно предположить, что такие условия сложновыполнимы для малых партий и уж точно слишком затратны при условии, что избирком может забраковать их подписные листы. Поэтому большинство из нескольких десятков зарегистрированных партий от федеральной гонки точно будет отсечено. На сегодняшний день свободное участие в федеральной кампании себе обеспечили 14 партий. Помимо парламентских это: «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России», «Гражданская платформа», «Родина», Партия зеленых, «Гражданская сила», «Коммунисты России», Партия пенсионеров за справедливость и РПР–ПАРНАС.

Фактически все введенные ограничения выстроили и закрепили совершенно четкую иерархию в партийном пространстве России. Лидеры, которые имеют явные преимущества для политиков и контрэлиты и подбирают партии для участия в выборном процессе, определены. Для них нет смысла пытаться создать новый проект, ведь это чревато столкновением со всеми процедурами, необходимыми для допуска до выборов, описанными выше. В данном случае показателен пример Оксаны Дмитриевой. Политик имеет серьезный вес в Санкт-Петербурге, но после окончательного откола от эсэров ее попытки создать проект под себя и нескольких сторонников не увенчались однозначным успехом. Обе партии, аффилированные с ней – Партия профессионалов и Партия национальной безопасности, – так и не смогли добиться льготы не собирать подписи для участия в федеральной кампании. Судьба малых партий остается ситуационной. Они используются как спойлеры. Здесь можно вспомнить партию «Против всех», которая неожиданно оказалась под первым номером в списках на выборах в Костроме. Представители власти не раз говорили, что партийное законодательство не будет меняться до следующей думской кампании. Скорее всего 14 главных игроков останутся неизменными и никто не вылетит из-за законодательных нововведений. Можно предположить, что партийное пространство идет к сжатию и формальная простота процедуры создания партии, оставшаяся в политической системе в наследство от Медведева, с лихвой компенсируется существующими ограничениями.

Топ-15 партий по упоминаемости на федеральном ТВ и в прессе (период исследования: 2011–2015 годы)

tabl061015.jpg

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2359
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3027
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2260
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4001

Другие новости