Как и несколько веков назад,
российская оппозиция страшно далека от народа. ФотоFotolia/PhotoXPress.ru |
Ассоциативный ряд со словом «оппозиция» для среднестатистического россиянина краток: Навальный, митинг, «Эхо Москвы», Интернет, выборы, майдан. Еще мелькают термины «вредители» и «предатели». Но это скорее частный момент, обусловленный соответствующей формулировкой вопроса.
Так или иначе для большинства жителей Российской Федерации феномен современной оппозиции не ясен. Не читали программы, не понимают целей, не знают представителей и не в курсе, к какому политическому течению это все можно отнести. Да и вряд ли могли бы с учетом того, что чаще всего публичная деятельность так называемых оппозиционеров казуальна и привязана к формату марша.
На данной момент в стране зарегистрировано чуть менее 80 политических партий. Из них в реальной политической жизни задействовано от силы пять–семь. Остальные избирателям практически неизвестны и большей частью находятся в тесной кооперации с «главной» партией. Оппозиция же большинству видится как некий полувиртуальный полуэлитарный клуб нелюбителей власти. Чуждый тем, кто не с ними, и противный тем, кто против них.
Многим либералам, в свою очередь, сограждане так же представляются смутным абстрактным большинством, кушающим тушенку под новости Первого канала. Достаточно поговорить минут 30 с взятым наугад активистом, чтобы осознать, что он понятия не имеет, что делать с потенциальным электоратом.
Средний возраст людей, готовых назваться оппозиционерами, – 28 лет. Как правило, это представители среднего класса, часто «креативного», и больше всего их в Москве и Санкт-Петербурге. Если не брать в расчет активистов и партийных работников, это мирные по натуре люди с высшим образованием и аналитическим складом ума. Многие из них не причисляют себя ни к одной из существующих партий.
Эта интеллигенция, будучи молодой, столичной и прогрессивной, забывает, что другие люди могут иметь другие взгляды и посещать другие сайты. Как минимум потому, что у них иной круг общения в социальных сетях (откуда большинство и выдергивает информацию). Никакой уважающий себя хипстер-либерал не полезет на ресурс с откровенной агитацией, у которого, кстати, может быть по несколько миллионов просмотров в день. Так же как не каждый открытый для диалога житель Тагила согласится дискутировать на тему однополых браков. Диалог возможен, но, как многие рядовые белоленточники (не стесняясь) заявляют, у них мало общего с таким народом.
Порой кажется, что целевая аудитория оппозиции – сама оппозиция. Энергия рядового «несогласного» в большей степени направлена вовнутрь, где все свои и дискутировать особо не о чем. Работа с населением носит событийный характер и привязана знаковым внутриполитическим событиям вроде выборов. Как вариант – может быть марш протеста, митинг в защиту, пикет в поддержку или, не дай бог, шествие «в память» какому-то конкретному деятелю.
Борются они, как правило, исключительно за своих: за «Пусь», Удальцова и пр. И не понять обывателю, почему он должен жертвовать своим временем (если не работой), поддерживая протестующего хмыря, попавшегося в руки правосудия. Посадили, да и черт с ним – значит, так надо.
В свободное же время вся эта кооперация борцов за демократические ценности существует в режиме перманентной конфронтации. Они возмущены падением курса рубля и «Протона-М». Негодуют по поводу роста цен и прогосударственных настроений в обществе. Утверждают, что любить президента – это не правильный патриотизм. Говорят, что так не бывает и все подстроено. Но забывают, что у среднего россиянина зашкаливает комплекс неполноценности. Не берут во внимание, что все и так не слава богу, а негативные установки вносят в умы людей лишь смуту. Ведь что там на плакатах последних либеральных шествий: выборы нечестные, кругом бандиты и воры, да еще и притесняют кого-то за что-то, наверняка гея какого-нибудь... Человеку простому, не вовлеченному, территориально далекому от столичной истерии, это претит. Ему и так не по себе от кризиса и обилия недремлющих врагов.
Та система социального мироустройства, в которой он живет, понятна и привычна. Так жили его родичи до четвертого колена. И, как бы криво все ни функционировало, оно работает. Идея некоторых либеральных лидеров все сломать и построить новую страну без коррупции прекрасна, но предполагает, по сути, разрушение целостной социальной структуры взаимоотношений в обществе. Поди объясни мелкому региональному предпринимателю, как ему развивать бизнес без откатов «крыше» и местным чиновникам. Программные потуги большинства оппозиционеров не включают в себя ни альтернативы, ни плана эвакуации.
Никто, кажется, даже не пытается разработать механизм вовлечения граждан в общественную жизнь. Аполитичные субъекты у них вызывают вялость, апатию, покалывание в мышцах и вообще раздражают. Что взаимно, так как рядовой россиянин, он же электорат, в первую очередь думает о себе. Он воспитан с установкой «я не трогаю – меня не тронут». И политика ему видится последним местом, куда стоит лезть со своим мнением.
Таким образом, сконцентрировавшись исключительно на борьбе со властными структурами, оппозиция полностью отсеяла обывателя. Основная масса сограждан (60–80%, по разным опросам) к политическим играм абсолютно индифферентна. На этом фоне областное отделение КПРФ, обещающее трем бабушкам уберечь двор от точечной застройки, выглядит куда привлекательнее. Люди на местах нуждаются в заботе и, что немаловажно, в личном контакте.
Официальные власти, в свою очередь, предлагают куда больше. Они строят, поднимают с колен, возрождают и вообще созидают. Они последовательны в агитации и довольно четко сформулировали для себя объект пропаганды. В поте лица специально обученные (и не очень) люди разрабатывают идейно-оздоровительные мероприятия, вдохновляющие электорат. С каждым годом все больше людей самых разных умений задействуется в этом нелегком деле. Но где же тот человек, на которого работает эта машина? Кто он?
Он живет себе, поживает повсеместно и обладает вполне конкретными навыками. В первую очередь он малообразован. Во вторую – предан (вернее, хорошо знает свое место). В третью – беден (и скорее всего обижен). Этакий Вася, никогда не выбиравшийся дальше областного центра. Он всегда тепленький. С ним необременительно работать: не надо нанимать политтехнологов, формулировать хитрые схемы и прописывать сценарии проведения спецмероприятий по просвещению и патриотизму. Можно брать из старого, «все уже написано до нас» – это удобно и даже эффектно. Главное, чтобы было в духе патриотизма и сгодилось для отчета о проделанной работе. Вряд ли много людей вдумываются в то, что в них вливают, но уверенный тон и положительный настрой им импонируют.
Иллюстрацией такому подходу может служить любое организованное «сверху» массовое действо, направленное на укрепление патриотизма. От крестного хода в провинции до празднования Дня города в столице. Часто такие мероприятия придумываются в последний момент и, наспех утвержденные чиновниками, попадают к сторонним подрядчикам. Что приводит к некоторым казусам в организации. Так было, к примеру, во время торжественного представления на Красной площади 5 сентября. По счастью, святейший патриарх Кирилл, мэр Сергей Собянин и премьер Дмитрий Медведев не расслышали за шумом ливня, что артисты, изображавшие советских солдат, боролись в танце с врагами под музыку из американского блокбастера «Звездные войны» (выстрелы бластеров и рев космических кораблей можно отчетливо расслышать на любой видеозаписи).
Несмотря на огрехи, на подобные действа существует спрос. Ведь даже самому распоследнему Васе приятно, что в праздничный день его везут на автобусе, дают в руки флаг, а то и хоругвей, а потом, возможно, еще и кормить будут. Вкупе с массированной информационной атакой через СМИ это все работает на ура и имеет колоссальную силу воздействия на все слои населения. Особенно на те, на которые не рассчитано, которые вполне себе зажиточны и самостоятельны. Им могут быть чужды добровольно-принудительные меры празднования, но вызывает уважение сам подход: «Ведь заставили же!» По мнению многих, власть должна быть властной. Людям нравятся жесткие формулировки. Недаром все чаще агитаторы используют тяжелые, устаревшие понятия: «пятая колонна», «братские народы», «капиталистические режимы», «заливать кровью», «единение в борьбе», «растаптывать врагов»…
Плюс ко всему любовь к родине прибыльна. Ее можно продавать. И не кому-то куда-то, а главному в стране заказчику, год от года все более щедрому на подобные штуки. С этим не по силам тягаться никакому оппозиционеру. И это заслуживает уважения. Превратить идею в бренд – дело нешуточное. Под маркой патриотизма продаются телеканалы, концерты, музыкальные коллективы, майки, сигареты, наклейки на авто… Если б это было не востребовано – не покупали бы. И любому либерально настроенному гражданину необходимо иметь это в виду, когда он что-то у себя в блоге мямлит.
В последний год социологи рапортуют о зашкаливающем росте патриотизма. Пусть он абстрактен, пусть данные порой разнятся на 10–30%, но это факт. Люди действительно готовы «скорее одобрять действия правительства», чем «затрудниться с ответом». Отношение массы россиян (именно массы, речь о 70–85% населения) к своей стране изменилось разительно. Продолжая пощипывать население, власть ухитрилась поднять самооценку целой страны и убедить ее, что все идет своим чередом. Причем речь идет не только о лояльных гражданах, но и о тех, кто ранее во всю эту «чепуху» не верил. Если пять лет назад великой державой Россию «не считали» 23% населения, то сегодня так думают лишь 3% (Левада-Центр).
Оппозиционное сообщество стало терять аудиторию задолго до появления крымской идеологемы. И отнеслось к этому апатично. Многие забывают, что обыватель разумен и прагматичен. На данный момент он не понимает, что ему даст конфликт со властью. Он хочет гордиться своей страной и думать, что все хорошо. Вот и на майке так написано…