Александр Дрозденко и Георгий Полтавченко в сентябре без особого труда победили на выборах в Ленинградской области и Петербурге. Фото с сайта www.lenobl.ru
Петербург по праву можно назвать одной из колыбелей российской многопартийности со времени демократического движения конца 80-х – начала 90-х. Ленинградский народный фронт (ЛНФ) был одной из крупнейших общественно-политических организаций в стране, из его рядов вышло немало лидеров и активистов будущих региональных и федеральных партий.
Именно они составляли костяк Свободно-демократической партии России (СвДПР), созданной в 1990 году одним из лидеров ЛНФ Мариной Салье. Первоначально речь шла о создании Демократической партии России (ДПР), но на учредительном съезде петербургская часть инициативной группы объявила о несогласии с единоличной властью в партии Николая Травкина. Это и привело к созданию своей партии с центром в Петербурге. В 1998 году СвДПР вошла в коалицию «Правое дело», а годом спустя – в «Союз правых сил».
К слову, разногласия между «жестким» московским и «мягким» петербургским способами формирования партийных структур существовали постоянно. В том же 1990 году это привело к аналогичному расколу на учредительном съезде Социал-демократической партии России. Тогда о выходе из партии объявила группа петербургских делегатов во главе с депутатом Ленсовета Андреем Болтянским.
История региональных партий Петербурга связана с созданием в 1992 году Региональной партии центра, сокращенно – РПЦ (совпадение с аббревиатурой Русской православной церкви никого тогда не смущало). Партия была создана членами депутатской фракции «Центр» Санкт-Петербургского городского совета – Игорем Артемьевым, Михаилом Амосовым и Борисом Моисеевым. В 1995 году РПЦ объявила себя региональным отделением объединения «Яблоко» (впоследствии – одноименной партии). И до сих пор популярность «Яблока» в Петербурге объясняется в том числе тем, что петербуржцы относятся к ней как к «своей», а идеи необходимости создания региональных партий постоянно всплывают в общественных дискуссиях.
Сегодня в Заксобрании Санкт-Петербурга есть фракции «Единой России», «Справедливой России», КПРФ, «Яблока» и ЛДПР. Из непарламентских партий высокую активность проявляет в последние годы ПАРНАС (ранее – РПР–ПАРНАС). Именно с этой структурой связана одна из наиболее ярких интриг в партстроительстве Петербурга. В 2012 году два лидера этой партии – Константин Ершов и Андрей Пивоваров – обвиняли друг друга в «рейдерском захвате» регионального отделения. Противостояние завершилось победой Пивоварова, а Ершов с группой соратников создал «Республиканский союз», не зарегистрированный в качестве партии.
Особенностью Петербурга и Ленобласти является то, что в качестве спойлеров на выборах выступают в том числе реально существующие партии – это проявилось на выборах губернаторов. Выдвинутым от «Единой России» Георгию Полтавченко в Санкт-Петербурге и Александру Дрозденко в Ленинградской области противостояли не слишком, мягко говоря, активные кандидаты от КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», «Гражданской платформы», «Родины» и «Зеленых».
Санкт-Петербург