По данным избиркома Приморского края, сейчас в регионе зарегистрировано 51 отделение политических партий – это больше, чем в других дальневосточных регионах. Прибавления в краевой политической семье стали случаться ударными темпами с июня 2012 года, когда за полгода открылось сразу 19 отделений.
Еще в 2013 году их было 43, а до этого долгие годы в крае числились лишь семь партий, четыре из которых были парламентскими. В Приморье поговаривали, что приложил руку к резкому росту «политрождаемости» политтехнолог губернатора Илья Митькин. Регистрировали эти отделения «оптом», учредительные конференции проходили едва ли не в один день.
По мнению политологов, этот процесс был закономерным: существовавшая ранее партсистема не давала возможности появляться новым ярким лидерам, социальные лифты работали неэффективно.
Выборы в Думу Владивостока, прошедшие осенью 2012 года, продемонстрировали, что большинство новичков были зарегистрированы для того, чтобы политтехнологи могли достичь своих целей и реализовать собственные экономические интересы.
Муниципальные выборы сентября 2015 года, ставшие репетицией выборов в краевое Заксобрание, которые пройдут в следующем году, преподнесли сюрприз: малые партии «Родина», «Коммунисты России», Партия дела смогли провести представителей в местные органы власти в двух районах края. Эти партии теперь смогут без сбора подписей участвовать в выборах депутатов краевого парламента. Но развернувшаяся кампания с целью отменить итоги голосования ставит под сомнение эту перспективу.
Одним из интереснейших персонажей приморской политики является известный в крае вечно опальный политик Николай Марковцев. Он был среди сторонников экс-мэра Владивостока Виктора Черепкова, успел побывать коммунистом, эсэром. В мае 2013 года Марковцев официально возглавил приморское отделение «Яблока». На вопрос, не смущает ли руководство партии частая смена Марковцевым политической ориентации, лидер «Яблока» Сергей Митрохин парировал: «Бывает сложно разобраться в политических партиях и за словесной риторикой лидеров увидеть их суть. Человек может ошибиться и купиться на оппозиционную риторику. Существующие парламентские партии я называю «собаками на коротком поводке»: у них есть некоторая свобода действий, и они высказывают критические высказывания в адрес власти. Но когда она хочет, всегда может заставить их голосовать так, как ей это нужно».
Политолог Виктор Бурлаков считает, что партии никак не влияют на нынешний политический процесс в России. «Люди не связывают реализацию своих интересов с партиями, да и голосуют за конкретного человека, а не партию, – сказал эксперт «НГ». – Новых политиков надо присматривать и растить, но партии в этом и не заинтересованы: молодой политик – потенциальный конкурент лидеру, к тому же в период между выборами политические структуры уходят в тень».
Владивосток