Противостоять мощи государства и власти всегда небезопасно для жизни, но смельчаки, – или безумцы? – находятся во все времена. Коллаж Павла Романенко
На прошлой неделе случилось сразу несколько событий, хотя и разных по содержанию, давности и количеству участников, но объединенных своей принадлежностью к соцсетям. Которые все чаще и активнее выступают в роли коммуникатора между гражданами и властью, которая, может, и не хочет зачастую замечать случившееся и уже выставленное в Сети как факт с соответствующим видеорядом и оцифрованными документами, но деваться некуда. Ведь она сама, и не однажды, побуждала россиян к социальной и гражданской активности.
Возвращение Кашина
Одно, знаковое, случилось, хотя и давно, но резонанс – да еще какой! – имеет до сих пор. В ночь на 6 ноября 2010 года около своего дома двумя неизвестными был зверски избит журналист и блогер Олег Кашин. Более 50 ударов металлическим прутом – один держал журналиста, другой методично наносил по нему удары, в результате чего у жертвы нападения были переломаны обе челюсти, пальцы на руках, вплоть до травматического отрыва двух фаланг, сломана голень, сотрясение мозга, множественные ушибы. В тот же день президент России (тогда) Дмитрий Медведев сообщил в своем блоге на Twitter, что «преступники должны быть найдены и наказаны». И почти сразу поручил генпрокурору Юрию Чайке и тогдашнему министру МВД Рашиду Нургалиеву взять это дело под особый контроль. Да что там особый контроль, Дмитрий Анатольевич в начале 2011 года в беседе с Кашиным даже «пообещал оторвать голову» преступникам, напавшим на него.
Версий о причинах избиения Кашина было много, но превалировали две: сам Кашин считал, что это месть со стороны бывшего главы Росмолодежи Василия Якеменко, вторая причина имела отношение к заочному конфликту журналиста и губернатора Псковской области Андрея Турчака. О сути которого написано уже немало, огня в костер полемики подбавляло, впрочем, и само следствие. Так, в ходе расследования выяснилось, что незадолго до этого скандального избиения вполне определенной информацией о Кашине в персональных базах данных интересовались представители молодежных движений «Наши» и «Молодая гвардия». А на допросах те утверждали, что намеревались «пригласить О.В. Кашина в гости к псковскому губернатору А.А Турчаку». Напомним, что Олега, - ранее публично оскорбившего в Сети псковского губернатора бранным словом с отточием, а позже отреагировавшего на ультимативное предупреждение последнего (у вас, молодой человек, есть 24 часа для того, чтобы извиниться… время пошло) задиристым «Простите, это угроза?» – Турчак и в самом деле полусерьезно-полуехидно приглашал в гости на пару дней, «дабы развеять все мифы» по поводу его назначения на должность и текущей деятельности.
Но как бы то ни было, о ЧП, несмотря на все обещания власти того периода раскрыть это преступление и очень статусные интервью потерпевшего ряду российских и западных СМИ, стали не то чтобы забывать, но относиться с гораздо меньшим пылом и энтузиазмом. Время шло, Кашин уже уволился (или его уволили?) из «Коммерсанта» и жил в Швейцарии (как он сам объяснял, его жена работала там по контракту), Дмитрий Медведев уступил президентское кресло Владимиру Путину, а в России объявились более значимые поводы для протестов, чем избиение простого журналиста. По сути, незаметным прошло даже прошлогоднее, аккурат в четырехлетнюю годовщину избиения, обращение Кашина в Европейский суд с жалобой на бездействие следствия (жалоба была зарегистрирована), а Мосгорсуд дважды отказал ему в иске к Минфину РФ о возмещении морального вреда: за длительное затягивание расследования дела по факту нападения на него Олег Кашин просил компенсацию в 500 тыс. руб.
И вот на прошлой неделе грянула сенсация. В «кашинском деле» обнаружился не то что след, а вполне конкретные исполнители зверского избиения. Об этом первым заявил сам потерпевший на собственном сайте: «Мое дело раскрыто. Имена исполнителей известны, двое из троих арестованы». По словам Кашина, в конце июня суд в Санкт-Петербурге арестовал исполнителей преступления – Данилу Веселова и Вячеслава Борисова, которые, как заявил журналист, пять лет назад жестоко избили его. Еще один фигурант дела – Михаил Кавтаскин (по версии следствия, подвозивший Веселова и Борисова к месту совершения преступления. – «НГ-политика») – находится в розыске, хотя, не стал скрывать Кашин, ему известно, что тот находится в Могилеве, где до ареста скрывались и вышеупомянутые Веселов и Борисов.
«Называть публично наемными убийцами конкретных людей с конкретными именами и датами рождения – это довольно рискованно. Человек подаст в суд, обвинит в клевете, а я не смогу ничего доказать – собственно, это и есть риск. Однако в моем случае этого риска нет», – написал журналист на своем сайте. И поблагодарил лично Медведева, главу СК РФа Александра Бастрыкина и следователей, почти пять лет занимавшихся делом о нападении на него, за раскрытие этого преступления.
Информация была моментально подхвачена многими СМИ. И не только потому, что дело о покушении на жизнь журналиста, до сих пор казавшееся безнадежным, вышло на доказательный уровень. Остроты этой теме прибавило то обстоятельство, что все трое, вышеупомянутые, в 2010 году работали в службе безопасности на предприятии, входившем в холдинг «Ленинец», который, в свою очередь, принадлежал семье именно губернатора Псковской области, Более того, Кашин озвучил еще одну фамилию, якобы имевшую отношение и к холдингу, и к организованному на него нападению.
«В показаниях Веселова и Кавтаскина Горбунов – организатор их поездки в Москву. Могилев – это Горбунов их туда отправил, это его родной город, у него там есть возможности, чтобы спрятать кого-нибудь, – объясняет журналист. – В постановлениях о предъявлении обвинения Горбунов наряду с тремя исполнителями фигурирует как участник «преступного сговора на совершение преступления». «Также арестованные заявляют, что именно Горбунов выплатил им «в качестве вознаграждения за совершенное преступление» деньги – 3 млн 300 тыс. руб.», – утверждал Кашин и сообщил, что суд Санкт-Петербурга (9 сентября) будет рассматривать ходатайство обвинения об изменении Горбунову меры пресечения.
Здесь следует пояснить, что Александр Горбунов – экс-управляющий холдингом «Ленинец» – действительно был арестован в Санкт-Петербурге в конце июня этого года. Правда, по информации питерского издания «Фонтанка», Горбунов обвиняется по части третьей статьи 222 УК РФ – «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов в составе организованной группы».
Лица стерты, краски тусклы... Фото с сайта www.kprf.ru |
Что позже в интервью «Газете.Ru» подтвердил и его адвокат Владислав Фомин, заявивший, что по делу о нападении на Кашина его подзащитного следователи не допрашивали: «В отношении моего подзащитного расследуется уголовное дело о незаконном обороте оружия».
9 сентября Калининский районный суд Санкт-Петербурга отказался изменить арестованному Горбунову меру пресечения – с ареста на подписку о невыезде, о чем ходатайствовало обвинение. Однако спустя несколько дней, 13 сентября, он был освобожден из СИЗО № 5 Санкт-Петербурга под подписку о невыезде. «Учитывая то, что в настоящее время основные следственные действия по данному делу произведены и основания для избранной в отношении Горбунова меры пресечения в виде заключения под стражу изменились, следствие считает возможным изменить ему избранную меру пресечения на не связанную с лишением свободы», – говорится в постановлении следователя, скан которого все тот же Кашин опубликовал на своей странице в Facebook.
Комментировать развитие событий по делу Кашина вынуждены представители самых разных ветвей власти: от местной, в лице сотрудницы пресс-службы губернатора Турчака Оксаны Ширан («Что? Кашин? Я думала, у вас что-то важное, ночь на дворе») до федеральной (представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что у него «пока никакой информации нет, ни подтверждающей, ни опровергающей» по делу Кашина, и что все, что тот выставил на сайте, он скорее всего узнал от своих адвокатов). И даже пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил уверенность, что это преступление в любом случае будет раскрыто, хотя и затруднился пояснить, в курсе ли Владимир Путин о ситуации с расследованием дела.
«Щщщастясвоегонепонимаете, щщщенки!»
Ну а теперь отвлечемся от пресловутого дела избитого журналиста. На фоне противоречивой информации о котором практически незаметным оказалось еще одно избиение, случившееся в начале прошлой недели.
«Наша подруга, игрок ЧГК (клуб «Что? Где? Когда?». – «НГ-политика») и просто неравнодушный человек Полина Гершберг, капитан команды «Памяти Пауля», сегодня ночью пострадала в Москве предположительно от рук сотрудников ЧОП «КОБР». На Полину напали, когда она участвовала в мирной акции по защите парка Дружбы от застройки. Всего было избито не менее трех человек, но у Полины самые серьезные травмы», – к этому сообщению в социальных сетях было приложено видео. На нем, хотя и снятом весьма непрофессионально, в кромешной темноте, тем не менее видно и слышно, как люди в куртках с надписью «КОБР» вытесняют пикетчиков с территории. Слышны крики: «Не надо меня трогать! Уберите руки!», рыдания женщины и голоса самих кобровцев: «Все на выход, все выйдут куда надо!» А еще издевательское: «А вы напишите заявление в полицию».
Видео было записано кем-то из активистов защиты парка, имеющего, по словам депутата муниципального совета Лефортово г. Москвы Александры Андреевой, два охранных статуса как объекта культурного наследия регионального значения и как памятника садово-паркового искусства. Как свидетельствуют очевидцы, в четыре-пять часов утра 7 сентября около 30 сотрудников ЧОПа «КОБР» вместе со строительной техникой явились в парк Дружбы, где на тот момент дежурили шесть активистов. «Тех, кто попытался выяснить, на каком основании техника въезжает в парк, стали раскидывать и бить, не различая ни мужчин, ни женщин. Техника ехала прямо на защитников парка», – описывает события один из присутствовавших в то утро в парке. Полину Гершберг, пострадавшую сильнее всех – на видео она, еле сдерживаясь от слез, рассказывает, как ее возили по асфальту, – увезла в больницу скорая. В интернет-сообществе клуба «Что? Где? Когда?» приводятся слова Полины: «Ребята, про чем помочь, меня многие спрашивают – репостом, рассказом о том, что тут происходит. Федеральные каналы или молчат, или дают адский ад про «щщщастясвоегонепонимаете, щщщенки»... Иначе замнут дело или нас затопчут: чоповцы уже пишут на нас, в том числе меня, заявы об избиении их нами. Кто меня видел, тот посмеется, но радости на самом деле мало». Уже установлено, что у девушки сотрясение мозга, закрытая черепно-мозговая травма, а также травмы и ушибы грудной клетки, поясницы, шеи и коленного сустава. Есть ушибы и травмы и у других участников акции.
Фраза «Щщщастясвоегонепонимаете, щщщенки», очевидно, подразумевает, что в этом месте в парке Дружбы на севере Москвы планируется построить два футбольных поля и площадку для уличных тренировок. Против строительства в парке выступают местные жители, которые заявляют, что территория парка является земельным участком общего пользования, на котором запрещено строительство. Противостояние местных жителей и строительной компании длится уже несколько недель. И вот уже есть первые жертвы.
Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев считает, что власти должны прекратить силовое противостояние, убрать ЧОП и технику, возбудить уголовное дело и добиться наказания виновных в избиении активистов (на момент отправки номера в печать никакой информации о возбуждении уголовного дела не было). «И самое главное – вступить в диалог с представителями инициативной группы, я лично готов способствовать этому диалогу», – заявил правозащитник.
Сталина – под занавес!
Но, судя по всему, диалог с гражданами власти на местах уже не требуется. Наглядный пример тому – эмоции главы Марий Эл Леонида Маркелова. Пригрозившего жителям села Шимшурга Звениговского района раскопать дорогу, ведущую к ним, за плохой прием. Случилось это, правда, в конце августа, но стало известно благодаря выставленной в YouTube на прошлой неделе видеозаписи встречи Маркелова со своими избирателями. «Меня так плохо первый раз принимают. У меня нигде так не было, чтобы ворчали, ворчали, рычали. Везде спасибо говорят. Ну, наверное, мне стоит повернуться к вам тем местом, каким вы ко мне повернулись, да? Закрыть все и уехать, и дорогу раскопать. Не верите, что я раскопаю дорогу? И будете три года ждать», – на видео явно заметно, как раздосадован врио губернатора. Эту распространенную в Сети видеозапись пресс-служба Маркелова позже объяснила «неудачной шуткой». Мол, поездка в этот населенный пункт была совершенно рядовой, посвящена открытию фельдшерско-акушерского пункта и не является частью предвыборной кампании. «Высказывание было сделано в виде шутки и вырвано из контекста», – пояснил в интервью одному из федеральных СМИ начальник управления общественных связей и информации главы Марий Эл Сергей Лоскутов.
Интересно, а торжественное открытие почти трехметрового памятника Сталину в поселке Шелангер (видео с записью церемонии тоже гуляет в соцсетях)во все том же Звениговском районе Республики Марий Эл 9 сентября – это тоже чья-то неудачная шутка? Ведь монумент «известному советскому политическому деятелю» – такое пояснение приводится на одном из республиканских сайтов – предстал взорам присутствующих на церемонии, после того как с него сдернули защитный занавес, явно в незавершенном виде. Его еще только предстоит затонировать. Бронзой!
Да, и как стало известно вчера, Леониду Маркелову с его результатом 50,76% «удалось избежать второго тура» на выборах. Так цитируют избрание нового губернатора в Марий Эл практически все новостные телеканалы.