В последние полгода накал дискуссий по поводу антикризисных мер в Красноярском крае как-то незаметно снизился. Тем не менее краевое начальство признает, что региональная экономика переживает не лучшие времена.
«Краю не удалось удержать позитивную динамику, и в целом валовой региональный продукт сокращается примерно на 3%, – сообщил в сентябре на пресс-конференции, открывшей новый политический сезон, спикер Заксобрания Александр Усс. – Основные предприятия, которые составляют сердце экономики края, чувствуют себя более или менее удовлетворительно. Гораздо более настороженно необходимо оценивать тот факт, что сегодня падает платежеспособность населения. В результате курсового соотношения валют, постепенного раскручивания инфляции те сектора экономики, которые завязаны на этот платежеспособный спрос, начинают страдать, и довольно серьезно».
Статистика подтверждает слова спикера. По данным Красноярскстата, за первое полугодие 2015 года реальные денежные доходы жителей региона по отношению к соответствующему периоду прошлого года уменьшились на 4,3%. Среднемесячная зарплата с учетом роста цен стала «легче» на 7,3%. Реальный размер пенсий упал на 1,3%. Красноярский край остается лидером в Сибирском федеральном округе по размеру государственного долга: по данным краевого Минфина, на 1 сентября он превышал 73 млрд руб.
Падают доходы муниципалитетов. «Мы имеем снижение собственных доходов городского бюджета по сравнению с доходами прошлого года почти на 400 млн руб. К концу года эта сумма еще больше вырастет, – сообщил недавно мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. – Это наложит свой отпечаток на реализацию тех планов, которые были намечены. Нам придется уменьшить темп реализации по тем или иным проектам. Какие-то проекты, связанные с ремонтными работами и со строительством объектов, придется перенести на более поздний срок».
Эксперты считают, что нынешние экономические проблемы носят долговременный характер. «В Красноярском крае, как и по всей стране, наблюдается падение производства. Это, конечно же, негативно сказывается и на покупательной способности населения, хотя из-за относительно высоких зарплат в регионе инфляция разгоняется более медленными по сравнению со многими другими регионами темпами, – отмечает директор Института управления, экономики и природопользования Сибирского федерального университета, депутат горсовета Красноярска Евгения Бухарова. – Пока особого повода для оптимизма нет. Власть сейчас пытается судорожно начать все-таки структурные реформы в экономике, хотя этим надо было заняться еще шесть-семь лет назад. Если все-таки их не бросят на полпути, то позитивные всходы мы увидим только через два-три года».
«Кризис поставил ребром вопрос о качестве красноярской управленческой элиты. Пока она отвечает на этот вызов не слишком убедительно. Была надежда, что губернатор Виктор Толоконский, придя к власти, сможет заставить чиновников заняться реальными проблемами экономики. Но пока эти ожидания не сбылись, – отмечает политолог Юрий Москвич. – Это бездействие может дорого стоить в политическом плане. Пока население края застыло между апатией и электоральной революцией. Но если социально-экономические трудности будут нарастать, то резко возрастет запрос на новых людей в региональной политике».
Красноярск