На Дальнем Востоке находится отделение Российской академии наук. В восьми регионах округа работают 53 научных учреждения, 12 организаций научного обслуживания и социальной сферы, 6 научно-исследовательских судов, 2 госзаповедника, 40 стационаров и научных станций.
Как отмечалось на заседании в парламенте Приморья, посвященном роли и месте Дальневосточного отделения РАН в развитии инновационного потенциала края, дальневосточная наука сегодня может многое. По словам зампредседателя ДВО РАН Юрия Кульчина, академия «обладает технологическим потенциалом для обновления различных отраслей экономики региона».
Уникальные разработки могли бы быть незаменимы в судостроении, при ликвидации крупных аварий на атомных станциях, при лечении серьезных заболеваний и пр. Наука готова работать на потенциал Приморья, но без поддержки власти ей не обойтись. По словам Кульчина, путь от научной разработки до внедрения сложен, взаимоотношения с бизнесом непросты. «Выпавшее за годы преобразований звено, служившее мостом между фундаментальными исследованиями и практическим применением, не работает. Поэтому сегодня важно тесное взаимодействие с региональными властями», – констатирует академик.
Несмотря на то что регион обладает мощным научным потенциалом, информация о новинках скудна, региональные СМИ мало рассказывают о разработках. Но с удовольствием пересказывают идеи, посещающие отдельных политиков. В 2013 году в Приморье активно обсуждали предложение депутата Думы Владивостока Александра Приходько, считающего несправедливым, что в городе, находящемся на одной широте с Сочи, господствуют морозы. Изменить ситуацию, по его мнению, поможет смещение устья Амура в Охотское море, что изменит течения в Японском море. Аргументы «за» депутат нашел в трудах дальневосточных ученых, предполагающих, что 7 тыс. лет назад, когда остров Сахалин был соединен с материком, Приморье было субтропиками. Несмотря на сомнительность проекта, к его обсуждению политик умудрился привлечь известные в регионе умы.
По мнению профессора, главного научного сотрудника Тихоокеанского института географии ДВО РАН Бориса Преображенского, псевдонаука в России базируется сейчас не в регионах, а в Центре. «После того как российская наука перешла в руки экс-министра образования Андрея Фурсенко и нынешнего министра Дмитрия Ливанова и была переведена на американские стандарты, она превратилась в лженауку, стала выхолощенной, – рассуждает собеседник «НГ». – Настоящие ученые доживают свой век, и лишь на периферии еще можно найти тех, кто ведет оригинальные разработки в захолустных лабораториях». Ярким представителем псевдонаучного учреждения Преображенский считает Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) (создан в 2010 году. – «НГ»), где «система образования поставлена с ног на голову, где студентов стали учить по тестам, а хороших преподавателей и практиков выжили».
Примером того, как явно липовые проекты завоевывают умы чиновников и бюджетное финансирование, ученый считает краевую программу экологической безопасности региона. «Разработана она не в академии, а отдана была на откуп ДВФУ, где не осталось ни одного специалиста в этой сфере, и в том виде, какой вынесена на обсуждение экспертного совета, – это не что иное, как инструкция по распилу бюджетных денег, – возмущен Преображенский. – К экологии, например, не относится подсчет, сколько надо денег для того, чтобы убрать весь мусор в Приморье».
Владивосток