Ох, нелегкая эта работа, из болота тащить социалку... Фото Владимира Захарина
В России экономический кризис. Ощутимо меньше денег стало не только у рядовых граждан, но и в системе социального обеспечения государства. Если в семейном бюджете образуется дыра, мы ищем подработку или начинаем экономить на такси, если же брешь размером в несколько миллиардов обнаруживается в пенсионной системе или здравоохранении, то заткнуть ее можно, только изменив систему сбора страховых платежей.
Судя по тому, какой вал предложений и проектов на эту тему от различных экспертных организаций появился в СМИ за последнее время, правительство объявило что-то вроде негласного конкурса «Где взять деньги на социалку?». Какие предложения по реформам будут приняты, станет понятно уже при формировании бюджетов внебюджетных фондов на следующий год.
За последний год россияне начинают привыкать к мысли, что заработать достойную пенсию находящимся на пике трудоспособного возраста гражданам будет достаточно сложно. Или работать до скончания века, или… А Минздрав готовит население к появлению программы дополнительного обязательного медицинского страхования «ОМС+», которая предусматривает доплату за любое мало-мальски значимое обследование в «бесплатной» клинике из кармана пациента. Да и Фонд социального страхования (ФСС) информирует о сокращении страховых выплат при несчастных случаях и производственных заболеваниях.
Дефицит всех трех систем – пенсионной, соцстраха и здравоохранения – в этом году вплотную приблизился к 1,5 трлн руб. Так, дефицит ПФР в 2015 году составит более 800 млрд, что на 200 млрд больше прогнозируемого ранее уровня. В законе о бюджете фонда ФСС, принятом еще в 2013 году, прореха в «соцстрахе» оценивалась в 13 с небольшим млрд, но в апреле 2015 года эта цифра увеличилась на 27,8 млрд руб., то есть до 40,8 млрд руб. Опаснее всего недостаток денег в системе практического здравоохранения: здесь провал в 30% от запланированного бюджета в 2,2 трлн руб. По данным Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК), на бесплатную медицинскую помощь в 2015 году не хватает 672 млрд руб.
Разные группы экспертов – разной степени заинтересованности и независимости – предлагают свои решения проблемы, как заполнить социальную сферу деньгами. Представлен весь спектр мнений от «давайте признаем, что у нас капитализм и все сделаем платным» до «удалить из системы лишнее звено – страховые компании, которые сжирают значительную часть денег». Последней позиции активно придерживается Леонид Рошаль, который представил на днях свои соображения лично Владимиру Путину, о чем сам же доложил медицинской общественности на внеочередном съезде Медицинской палаты. Президент якобы уже одобрил идею, и теперь его администрация и Медицинская палата готовят текст поручения о передаче функций контроля и финансирования, которые сейчас исполняют коммерческие компании, в пользу Росздравнадзора, Федерального фонда ОМС и Национальной медицинской палаты. Предполагается, что палата сможет, к примеру, заниматься экспертизой качества оказанных услуг и урегулировать споры врачей и пациентов. Стоит отметить, что подобную модель еще в начале 90-х предлагали создатели ныне действующей системы ОМС и соцстраха, с той лишь разницей, что эти два фонда предлагалось объединить в один, оба фонда создали разветвленную сеть филиалов по стране. Но через несколько лет было принято политическое решение «вживить» дополнительное звено – страховые компании.
Решение скрестить государственные деньги с бизнес-интересами тогда активно критиковал один из создателей системы ОМС и первый директор ФФОМС экономист Владимир Гришин. «Система финансирования социальной сферы так и не стала страховой, несмотря на декларации и названия фондов. В начале 90-х мы резко перешли от общеналоговой системы и общественных фондов потребления, которые существовали в СССР, к системе социального страхования. Но только на словах. На деле система так и осталась распределительной. Сегодня 20 млн человек вообще не застрахованы и ни на каких работах не числятся. То есть эти граждане живут в государстве, но с ним экономически не взаимодействуют. Разумеется, у них есть теневые и полутеневые доходы, но налогов они не платят. А вот пенсию по старости и медицинские услуги получают исправно. Так что же это за система социального страхования, если в ней такая дыра?!»
Сегодня Владимир Гришин вновь предлагает отказаться от услуг страховщиков, что, по его мнению, поможет значительно сократить расходы на обслуживание социальной сферы. Кроме того, он предлагает создать подушевой учет всех медицинских и социальных услуг, что позволит проанализировать структуру расходов и ликвидировать приписки, которые стали нормой в медицинской отчетности, так как она пишется для страховой компании и больше никем не проверяется. «Я всегда предлагал ввести персонифицированный учет плательщиков и получаемых ими услуг, и сейчас не поздно это предпринять. Казалось бы, что может быть проще, просто зафиксировать 147 млн человек и собирать платежи в социальные фонды. Сегодня это единственный и наиболее справедливый, на мой взгляд, способ сохранить социальную сферу, которая в значительной степени оказалась недофинансированной», – говорит он в беседе с «НГ-политикой».
Еще одна проблема, по словам Гришина, явственно обозначенная на фоне кризиса, – это невозможность собрать платежи в полном объеме во всех регионах страны. Особенно там, где много неработающего населения, за которое в федеральные фонды отчисления должны поступать из регионального бюджета. «Я с этим столкнулся еще в начале 90-х годов, когда возглавлял ФФОМС и занимался реализацией федерального закона «О медицинском страховании» на всей территории России. Тогда в крупных национальных республиках выполнение федерального законодательства сталкивалось с сопротивлением местных властей. Так, мне фактически пришлось «покупать» согласие выполнять закон за субвенции из федерального бюджета. Мы давали им деньги, чтобы закон исполнялся, сегодня можно уже в этом признаться. Тогда у нас была большая проблема с Татарстаном, он не платил страховых взносов в Федеральный фонд ОМС. Не платил и все. А нам нужно было их собирать».
В итоге заставили платить всех, даже Татарстан. «Но на первом этапе пришлось применять хитрость, – вспоминает Гришин. – По соглашению между фондом и правительством республики та часть сборов, которая должна была уходить в Федеральный фонд, на самом деле оставалась в республике в виде помощи на охрану материнства и детства. Но мы уже понимали, что деньги на ее выплаты в республике есть. Следующим шагом было перевести эту часть в Федеральный фонд, что и было сделано через несколько лет, когда государство взялось за анализ и контроль исполнения федеральных законов всерьез».
На какие хитрости власть пойдет на этот раз, чтобы вернуть деньги в социальное обеспечение, скоро будет понятно. Понятно, что проще всего просто включить печатный станок, правда, на эти деньги будет сложно купить уже привычный набор услуг.