0
5596
Газета НГ-Политика Интернет-версия

02.06.2015 00:01:00

Если вас захотят кинуть, никакой суд и приставы не защитят

Олег Овчинников

Об авторе: Олег Григорьевич Овчинников – доктор экономических наук

Тэги: государство, бизнес, суд, профессия, рабочая сила, налоги, штрафы


государство, бизнес, суд, профессия, рабочая сила, налоги, штрафы Давление на бизнес, особенно на малый, не пропорционально посулам и гарантиям хорошей жизни. Фото Fotolia/PhotoXPress.ru

О взаимоотношениях государства и бизнеса часто говорят с высоких трибун. Как правило, речи эти сводятся к необходимости поддержки государством бизнеса и «создания благоприятной предпринимательской среды». Особенно когда речь идет о малом бизнесе. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все не так просто. В реальной жизни многое, увы, далеко от желаемого. Попробуем последовательно разобраться в этом.

Предсказуемые гарантии

Что необходимо бизнесу от государства? Думаю, не ошибемся, если скажем, что в первую очередь – стабильность. Сразу оговоримся, что речь идет не о спекулянтах валютной или фондовой бирж, для которых экономические потрясения – благоприятная возможность заработать. А в первую очередь – о предпринимателях из производственной (включая услуги) сферы экономики. Для них главное – возможность поступательного развития бизнеса, а для этого необходима предсказуемость экономической ситуации. Одним из ключевых показателей для предпринимателя являются цены на его продукцию. Вернее сказать, темпы их роста, особенно в соотношении с ценами на используемые в производстве ресурсы.

Что мы имеем в реальности? Глубокий кризис 2008–2010 годов заморозил, а то и обвалил (в некоторых секторах экономики) цены на значительную часть товаров. Оговоримся, снижение не коснулось внутренних цен на продукцию естественных монополий, регулируемых государством, – природный газ, ГСМ, электричество. Они изменялись, показывая стабильную динамику роста. Не будучи в состоянии противостоять кризису, правительство усугубило его последствия политикой регулирования цен на эти ресурсы.

Не успела экономика страны начать свое восстановление, как с конца 2013 года снова началась рецессия, перешедшая к 2015-му в падение. Российская экономика стала подобна качелям, которые то взмывают вверх, то стремительно опускаются вниз. А это, поверьте, не лучшая среда для бизнеса.

Ностальгия 

по профессионалам

Спросите любого производственника о его проблемах и будьте уверены, что среди наиболее злободневных он назовет «кадры». Причем речь идет обо всех категориях кадров – как ИТР, так и рабочих – специалистов и без квалификации.

Благодаря продолжающимся государственным реформам высшего образования найти грамотного инженера стало подобно чуду. Придите на любое производство – основная часть инженерного состава приходится на выпускников советского времени. И это при том, что количество вузов в России увеличилось более чем в два раза (с 514 в 1990 году до 1054 в 2012-м). Но «штампуют» они массы безграмотных «специалистов» непонятных специальностей.

Еще хуже ситуация с рабочими профессиями. Квалифицированного сварщика, станочника, электрика, бульдозериста (список этот можно продолжить) днем с огнем не сыщешь. Большая часть профтехучилищ, созданных еще в советское время, прекратила существование. Так, если в 1990 году в стране их было 4328, то в 2012-м – всего 1719. Причем качество обучения в оставшихся значительно ухудшилось. Государство самоустранилось от этой проблемы, и как ее решить в такой ситуации, не восстановив систему профессионального обучения, непонятно.

Еще непонятнее ситуация с неквалифицированным трудом. С отменой закона о тунеядстве и обязательности труда огромная масса наших сограждан попросту перестала работать. В результате огромная армия выходцев из стран ближнего зарубежья занята в коммунальном и сельском хозяйстве, на других производствах, требующих ручного труда. Очень многие предприятия сейчас зависимы от иностранной рабочей силы. И что же правительство? Не будучи в состоянии обязать своих граждан трудиться, оно постепенно ужесточает порядок привлечения иностранной рабсилы. Введение в 2015 году новых, более жестких правил оформления иностранных граждан на работу значительно снизило привлекательность для них работы в России. Так, всевозможные платежи со штрафами и стоимостью проезда к месту работы в России могут составлять для гражданина, например, Таджикистана 50–60 тыс. руб. Что делать предприятиям? Они вынуждены компенсировать иностранцам значительную часть этих затрат.

Защитите меня! 

Пожалуйста!

Одной из важнейших функций государства является защита предпринимателей от недобросовестных контрагентов, не желающих платить за поставленный в их адрес товар и предоставленные услуги (при условии отсрочки платежа) или поставлять товар и услуги при предоплате. Для регулирования отношений между этими сторонами существуют договорное право и государственные органы (арбитражные суды и судебные приставы), призванные контролировать его соблюдение.

Работает ли эта система в России? Нет, и любой предприниматель, имевший с ней дело, скажет: если кто-то захочет вас кинуть, никакой суд и приставы вам не помогут. В дополнение он расскажет историю, что, даже  выиграв дело в арбитражном суде и получив на руки исполнительный лист, он все равно так ни с чем и останется. И что судебные приставы с издевкой (естественно, неофициально) посоветовали ему – можешь сразу повесить исполнительный лист в рамке на стену. А потом предприниматель в доверительной беседе с вами (здесь это собирательный образ, но на практике это может быть  каждый второй, если не первый бизнесмен, вздумавший добиться справедливости в суде) сделает  вывод: в арбитражный суд лучше теперь вообще не обращаться. Какой смысл, если такие мороки , и все равно ничего не получишь. Только еще одну судебную пошлину оплатишь.

С 1 июня 2015 года предусмотрены существенные изменения в договорном праве, усиливающие, по мнению их создателей, ответственность сторон договора. Тут есть, правда, как минимум три «но». Во-первых, чтобы разобраться во всем этом, необходимы грамотные юристы, а их у малого бизнеса, как правило, нет. Во-вторых, наиболее серьезные изменения касаются порядка начисления пени и штрафов. Но, и это третье, что взыщешь с должника, если у него, кроме 10 тыс. руб. уставного капитала, ничего более нет.

Проблема решается просто. Всего-то надо ввести персональную (всем своим имуществом и, если понадобится, уголовную) ответственность руководителей и учредителей юридических лиц по их долгам.

О налоговом бремени и неразумной налоговой политике в России написано много. Уплата налогов – обязательно дело каждого, ибо налоги – то, за счет чего государство выполняет свои многочисленные и важные функции. Но как быть, когда налоговое бремя действительно непосильно, а налоговая система противоречит здравому смыслу?

Можете ли вы представить ситуацию, когда прибыльное предприятие может быть банкротом? Нонсенс? Но в России такое возможно. Представьте себе предприятие на общем режиме налогообложения (плательщик НДС), с высокой долей ручного труда, приобретающее ресурсы и услуги для своего бизнеса у «упрощенцев» (неплательщиков НДС). Так вот, такое предприятие может обанкротиться даже при 10-процентной норме рентабельности – сумма обязательных платежей превысит его доходы. Не верите? Проверьте. Расчет несложен.

С 2015 года происходит ужесточение контроля за суммами уплаченного в бюджет НДС, что, безусловно, правильно. Но, может быть, стоит одновременно подумать об уменьшении налогового бремени, а заодно и о других резервах пополнения госбюджета? Например, об огромных суммах, которые попросту крадутся из него (последние примеры – «Оборонсервис» и космодром «Восточный») или выплачиваются в виде откатов и взяток (их масштабы трудно поддаются воображению). И может оказаться, что даже небольшое наведение порядка в этой сфере с лихвой перекроет уменьшение налогового бремени предприятий, и без того с трудом выживающих в кризисной экономике.

Без штрафа 

не возвращаться

Сферы взаимодействия государства и бизнеса весьма широки. Иногда правительством принимаются такие решения, от которых просто диву даешься. Одним из последних таких примеров является требование установки с 1 апреля 2015 года тахографов (приборов, регистрирующих работу) на всем коммерческом грузовом автотранспорте. Когда много лет назад речь шла об обязательном наличии тахографов на междугородном транспорте, это было понятно и оправданно. Но как объяснить целесообразность установки этого прибора, скажем, на молоковозе, который доставляет продукцию с небольшой фермы на соседний молокозавод. И это при том, что стоимость б/у молоковоза меньше, чем затраты на установку тахографа (50–60 тыс. руб.). И затраты эти для сельхозпредприятия, с трудом сводящего концы с концами, весьма существенны. А почему, например, не устанавливают тахографы на коммерческий легковой транспорт? Трудно понять ход мыслей тех, кто принимал этот закон, создавший столько проблем малому бизнесу.

А чего стоит система Ростехнадзора! Выполняя важные функции контроля в технической сфере, в последние годы она деградирует. Негласное правило в работе инспектора этого органа – «без штрафа с проверки не возвращаться». Ростехнадзор превращается в карательный орган, своеобразную техническую прокуратуру. Ситуация отягощается тем, что старые работники, профессионалы еще советской закалки, способные понять суть проблем предприятия, уходят. На их место приходят молодые специалисты с низким уровнем знаний. Из-за этого они часто не в состоянии разобраться в конкретной ситуации. Кроме того, установленные правила зачастую невыполнимы в современных жестких экономических условиях. Когда предприятие еле выживает, дополнительные расходы на выполнение предписаний, выданных по результатам проверки, часто равнозначны разорению.

А выездные налоговые проверки! Как правило, они также сопровождаются «обязательными» штрафами. Доходит до казусов – предприниматели заранее готовят «нарушения», чтобы облегчить свою участь, а инспекторам – взыскание штрафов.

Друзья, партнеры 

или враги?

В статье освещен далеко не полный перечень проблемных вопросов во взаимоотношениях государства и бизнеса. Однако даже этого достаточно, чтобы понять – в современном российском обществе они далеки от дружеских и даже от партнерских. Увы, все чаще – это отношения двух непримиримых врагов.

Очевидно, что характер этих отношений – следствие проводимой правительством экономической политики. Которая, как показывает анализ принятой правительством в январе 2015 года антикризисной программы, весьма и весьма несовершенна. Следует признать, что рыночные механизмы, созданные в России за годы реформ, не работают и, судя по всему, вряд ли заработают должным образом. Приходится, к сожалению, констатировать глубокий непрофессионализм тех, кто принимает в настоящее время решения во властных структурах. Большинство чиновников не имеют практического опыта работы в сферах, которыми руководят. Хуже того, госслужба для многих из них – своеобразный бизнес. Как тогда могут приниматься адекватные решения? Прочитайте на сайте правительства биографии его членов. Даже среди них мало профессионалов со стажем работы в профильных отраслях. Притчей во языцех стала аграрная отрасль. Последние годы ею руководили медики и юристы. Может, потому и имеем то, что имеем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1396
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
989
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1149
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1164

Другие новости