По данным миграционной службы, в прошлом году в Приморье приехали более 68 тыс. мигрантов, в основном это граждане Узбекистана (42,3%), Китая (17,1%), Украины (9,9%) и КНДР (8,1%). Гастарбайтеры в крае торгуют, сажают овощи, метут улицы, строят дома, ремонтируют дороги, кормят приморцев и занимаются другой малопривлекательной и низкооплачиваемой работой. Но сколько точно гастарбайтеров сейчас трудится здесь, сказать сложно, потому что помимо официальных квот (23,6 тыс. человек в 2014 году) есть и другие способы приехать на заработки. Председатель краевого Экспертного совета по повышению уровня безопасности жизни Виталий Номоконов считает, что примерно 50 тыс. «гостей» в Приморье трудятся нелегально, и если бы они работали законно, то краевой бюджет дополнительно получал не менее 1,2 млрд руб. в год.
Новый закон, обязывающий приезжих оформлять патент на работу и сдавать экзамены, по мнению чиновников и экспертов, сократит количество гостей. Эффект уже прочувствовали жители Владивостока: убирать снег и мусор в городе стало вдвое меньше дворников-узбеков.
Но официальные данные пока не подтверждают ощущения – количество мигрантов в крае колеблется в пределах статистической погрешности. А вот ситуация с патентами заметно изменилась: в прошлом году патенты в январе получили более 1100 человек, а в январе этого года – 33 человека. По мнению председателя комиссии по проблемам миграции и межнациональных отношений краевой Общественной палаты Сергея Пушкарева, дело не только в длительном оформлении сертификатов о сдаче комплексного экзамена, но и в желании приезжих получить вместо патента разрешение на временное проживание (РВП). Мигранты выбирают меньшее из зол: стоимость РВП немногим больше, но оно выдается на три года.
Сейчас в Приморье гастарбайтеры могут пройти подготовку и сдать экзамен для сертификата в шести вузах и одном колледже. За это им придется отдать почти 5 тыс. руб. Но это испытание станет серьезной проблемой для большинства мигрантов. По мнению представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, экзамен должен быть упрощен для трудовых мигрантов, особенно из стран Азии. Ведь после того как в регионе заработают территории опережающего развития, дальневосточным компаниям без гастарбайтеров не обойтись.
Чиновники признают последующее сокращение притока мигрантов, но видят в этом плюсы. «Это послужит стимулом для того, чтобы наши организации и предприятия начали повышать зарплату, и тогда российские граждане захотят пойти работать в сферах и ЖКХ, и дорожного строительства, и обслуживания», – считает директор департамента по координации правоохранительной деятельности администрации Приморского края Лилия Гончарук. Губернатор Владимир Миклушевский с ней солидарен: «Мы должны в первую очередь трудоустраивать российских граждан, должны действовать в интересах жителей края. А в привлечении иностранной рабочей силы должны учитываться ее эффективность и целесообразность».
С этой позицией не соглашаются ученые, уверенные, что региону не хватает рабочих рук, и без трудовых мигрантов быстро стареющей и вымирающей части России не обойтись. «Если уедут граждане ближнего зарубежья, то опустеют отрасли, где они закрепились в последнее время, а мы ликвидировали институт собственных кадров, – уверен Сергей Пушкарев. – Уйдут узбеки – кто будет мести, очищать дороги? У нас некому сеять, пахать и урожай собирать».
Владивосток