Верующие, митингующие против «Тангейзера» у подножия памятника атеисту Ильичу, – готовый сюжет для театра абсурда. Фото из группы «Защитим святыни – спасем Россию» в социальной сети ВКонтакте
Как относительно молодой мегаполис, Новосибирск не успел обзавестись «святыми местами» и культовыми уголками, в изобилии встречающимися в Москве и Питере. Но и в столице Сибири есть места, которые «поднимаются на знамя» и используются различными группами для громких политических заявлений.
Среди таких «символов борьбы» – скульптурная композиция на центральной площади города, носящей имя вождя мирового пролетариата. Скульптурная группа во главе с шестиметровым бронзовым Ильичом – сакральное место для коммунистов. Именно здесь, у ног Владимира Ленина, коммунисты проводят большую часть митингов. Ранее они неоднократно высказывали негодование областным властям, которые во время традиционных парадов 9 мая закрывали памятник, устанавливая возле него трибуны для почетных гостей. Вероятно, теперь, когда в располагающуюся по соседству с площадью мэрию Новосибирска пришли коммунисты, ситуация изменится, и в юбилей Победы Ленина не будут скрывать за «власовским триколором», возмущавшим коммунистов в прошлые годы.
Между тем к Ленину, стоящему на площади уже почти полвека, все настолько привыкли, что у его подножия проводятся самые разнообразные митинги. Допустим, в марте у Ленина прошло «молитвенное стояние» новосибирских «защитников веры», протестующих против оперы «Тангейзер». Наличие создателя первого в мире атеистического государства нимало не смущало выступающих перед собравшимися православных активистов и представителей духовенства.
Пожалуй, единственное место, которое для большинства новосибирцев считается сакральным, это монумент Славы с Вечным огнем в честь павших в боях в годы Второй мировой войны. Это место семейных прогулок (у монумента разбит неплохой сквер) стало в одночасье известно за пределами Новосибирска в декабре 2014 года. Тогда неизвестные раскрасили в цвета государственного флага Украины макеты военной техники и часть монумента, а также оставили на постаменте знак добровольческого вооруженного формирования Нацгвардии Украины «полк Азов».
Авторы провокационного граффити были задержаны по горячим следам, а новосибирские политики, специализирующиеся на теме, выстроились в ряд для того, чтобы высказать свое возмущение случившимся и заодно «засветиться» в федеральных СМИ.
Нельзя обойти вниманием и Новосибирский театр оперы и балета, который в последний месяц стал камнем преткновения между «православными активистами», поддерживаемыми местным отделением ЕР, и местной интеллигенцией. Именно театр для одной группы стал символом «оскорбления религиозных чувств», для другой – оплотом борьбы с нарождающейся церковной цензурой. Как отмечает новосибирский политолог Яков Савченко, движущей силой таких конфликтов, повышающих градус нетерпимости в обществе, становится «превратное понимание православия как такового и превратное понимание религии в более широком смысле».
Очевидно, что конфликт не утих и после того, как министр культуры РФ Владимир Мединский снял директора оперного театра Бориса Мездрича с должности.
Новосибирск