Староверы из Латинской Америки, обосновавшиеся в Приморье, мечтали вернуться на землю предков. Фото с сайта www.ruvek.ru
Самыми известными в Приморье «возвращенцами» стали староверы из Латинской Америки. В 2009 году более полусотни человек обустроились в Уссурийском округе, в 2011 году они переехали в Красноармейский район, где жили их предки. В 2013 году построили молельню, но лишь в прошлом поставили первый большой дом для главы общины – Ульяна Мурычева.
Местные власти выделили переселенцам 630 га земли, участки под огороды. Многодетным семьям – пиломатериалы для строительства жилья, кровати, матрацы, подушки, теплую обувь. Односельчане помогали новоселам семенами, картофелем, даже рассадой цветов и клубники.
Переселенцев-староверов под опеку взяла Лариса Белоброва – супруга экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина. Не преминул вспомнить о них в период выборной кампании в Госдуму 2011 года и возглавлявший региональный список ЕР первый вице-премьер России Игорь Шувалов. Политик подарил общине трактор и пожурил местные власти за проволочку с выдачей переселенцам российских паспортов.
С назначением губернатора Владимира Миклушевского в 2012 году про староверов как будто позабыли. На земле предков, о возвращении на которую они мечтали, живется с трудом: община занимается сельским хозяйством, но из-за того, что поселилась в глубинке, у нее трудности в сбыте продукции. Люди живут скромно, зарабатывают от случая к случаю, продавая туристам расшитые в старинной технике полотенца и скатерти, домашний хлеб. Живут при свечах: свет в селе дают от дизель-генератора по часам.
В СМИ появлялась информация о том, что старовер Терентий Мурычев обращался к президенту РФ с просьбой разрешить переехать к родственникам в Калужскую область раньше отведенного программой переселения срока.
По данным департамента труда и соцразвития, в прошлом году в Приморье на подпрограмму добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, было израсходовано 6,1 млн руб. Приехали немного больше 2,3 тыс. человек, чуть больше половины из них – беженцы из Украины. «Мы заинтересованы в привлечении трудовых ресурсов, наша задача – как можно скорее трудоустроить участников программы. Были вопросы к региональному УФМС в связи с получением участниками программы определенного статуса, без которого работодатель человека на работу не возьмет. Что зависит от нас, мы делаем, – заверяет директор департамента Лилия Лаврентьева. – Еще одна проблема, с которой столкнулись переселенцы, – отсутствие жилья».
Несмотря на уверения властей о ценности каждого переселенца, ситуация нерадостная. Эксперты неустанно отмечают непрекращающийся отток населения из региона и необходимость большего внимания региональной власти к этой проблеме. По данным Приморскстата на 1 января 2015 года, в край из регионов России и заграницы приехали 30 тыс. человек, а уехали более 34 тыс. приморцев.
Плохое качество жизни и отсутствие перспектив вынуждают жителей покидать насиженные места. Население Владивостока хоть формально и растет, но в основном за счет уменьшения населения края и притока мигрантов из Средней Азии и Китая. Перепись 2010 года показала, что город потерял более 50 тыс. жителей за счет естественной убыли и миграционного оттока. Столице края эксперты пророчат в будущем не только сокращение числа жителей, но и изменение возрастной структуры – доля молодых уже сейчас почти в два раза меньше стариков.
Владивосток