При нынешнем президенте Татарстана Рустаме Минниханове традиция политических ссылок прекратилась. Фото с сайта www.president.tatarstan.ru
Казанский кремль еще со времен первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева время от времени отправлял в почетную ссылку (политический сор здесь редко выносят из избы) некогда влиятельных чиновников, вставших в оппозицию власти. Ярчайший пример – бывший мэр Набережных Челнов Рафгат Алтынбаев, рискнувший в свое время оспорить кресло спикера Госсовета Татарстана у его многолетнего хозяина Фарида Мухаметшина, ради чего вступил в открытое противостояние с Шаймиевым. Но проиграл и был вынужден перебраться в Москву. Попыток вернуться обратно, правда, не оставлял, став в итоге в 2001 году представителем Татарстана в Совете Федерации.
Помимо Рафгата Алтынбываева Казань в разное время и по разным причинам покинули бывший спикер Госсовета Татарстана, а ныне депутат Госдумы от КПРФ Василий Лихачев, бывший глава республиканского МВД Искандер Галимов, продолживший полицейскую карьеру в федеральном ведомстве, бывший начальник Госкомимущества республики Фарид Газизуллин, а также еще несколько менее заметных политических фигур. Разумеется, ни один из более или менее видных властных фрондеров за милостью обратно в Татарстан впоследствии не приехал. При нынешнем президенте Татарстана Рустаме Минниханове традиция почетных политических ссылок прекратилась, чему, впрочем, способствовало вполне естественное прекращение политического буйства среди представителей местного ареопага. «Уличные» казанские оппозиционеры не так заметны и уж тем более влиятельны, чтобы их отъезды-приезды отслеживал хоть кто-нибудь.
Что касается соотечественников, в первую очередь из числа татар, то они в Татарстан, безусловно, возвращаются из тех же среднеазиатских стран. Только порой дело с обустройством соотечественников на исторической родине приобретает оттенок абсурда. Как уже писала «НГ» (см. номер от 27.06.14), казанские чиновники из Федеральной миграционной службы (ФМС) по Татарстану массово отказывали соотечественникам и так называемым носителям русского языка в получении гражданства по упрощенной схеме, ссылаясь при этом почему-то на конфликт в Украине. Причем с минувшего лета ситуация не поменялась. В районных отделениях ФМС так же толпятся очереди за получением российского паспорта. И все равно число приехавших в Татарстан пусть ненамного, но все же больше, чем количество отъехавших: 35 тыс. против 29 тыс. человек. Примечательно, что, по данным Федеральной службы государственной статистики по Татарстану, подавляющее большинство прибывших в республику – 29 с лишним тысяч человек – приехали сюда из других российских регионов, а, скажем, не из Азербайджана, Армении или братской Белоруссии.
Казань