Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский ранее успел поработать мэром Новосибирска и главой одноименной области. Фото с сайта www.krskstate.ru
Стремительно выросший всего за одно столетие в третий по величине город России Новосибирск с полным правом может считаться городом мигрантов. Но если политики из Новосибирска стараются уехать, то простые граждане из соседних регионов, напротив, стремятся поселиться в столице Сибири.
Самым знаменитым политическим эмигрантом Новосибирской области является депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия» Илья Пономарев. Единственный парламентарий, проголосовавший против присоединения Крыма к России, с сентября 2014 года живет в США. Отъезд депутата за границу произошел вскоре после появления информации о том, что судебные приставы ограничивают передвижение политика в рамках взыскания средств по иску фонда «Сколково». Как неоднократно заявлял Пономарев, он продолжает свою депутатскую работу даже находясь в США, а свою карточку для голосования в Думе он передал коллеге Дмитрию Гудкову.
До эмиграции Пономарева наиболее известным политэмигрантом региона был депутат Заксобрания Новосибирской области от «Единой России» Дмитрий Гордеев, сбежавший в 2011 году в Грузию, после того как на него завели уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Но в отличие от Ильи Пономарева Гордеев депутатом уже не является: в 2011 году на очередной сессии регионального парламента он был лишен мандата. Очевидно, что оба политика выбрали страны, которые точно – в случае чего – не выдадут их в руки российских властей.
Пример Гордеева между тем для Новосибирской области скорее исключение. Обычно близкие к власти представители новосибирского политбомонда уезжают из региона в Москву, получив повышение, как случилось с первым вице-губернатором Алексеем Струковым, ставшим в 2013 году заместителем главы Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, или вице-губернатором Леонидом Горниным, ставшим в 2012 году заместителем министра финансов РФ. Существует и иная, «горизонтальная» миграция политиков. Так, бывший полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, ранее успевший поработать мэром Новосибирска и губернатором одноименной области, в 2014 году стал главой соседнего Красноярского края. Кроме того, Новосибирская область имела многочисленную когорту политиков-варягов из Москвы, работавших в составе правительства экс-губернатора Василия Юрченко.
Если примеры внутрироссийской чиновничьей миграции обычно вызывают у местных властей чувство корпоративной гордости, то, допустим, нахождение депутата Пономарева за пределами родины осуждается на самом высоком уровне. Так, в начале 2015 года после пресс-конференции Ильи Пономарева в Вашингтоне с критикой на депутата за то, что тот выступил против российских властей, обрушился лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Коллеги-эсэры пошли дальше главы КПРФ и попросили Генпрокуратуру проверить слова депутата-диссидента на предмет призывов к свержению государственного строя.
Следует отметить, что миграция политиков для Новосибирской области в процентном соотношении, конечно же, ничтожна. Основная масса мигрантов в регионе – жители среднеазиатских республик, работающие на многочисленных стройках Новосибирска. По данным миграционной службы, в 2014 году на законных основаниях на территории Новосибирской области находятся 106 тыс. иностранных граждан, большая часть которых граждане Узбекистана и Таджикистана. Кроме того, в рамках госпрограммы по переселению соотечественников в 2014 году в область переехали 4,5 тыс. человек. В основном это граждане Казахстана и Украины.
Существует и внутренняя миграция – в 2014 году в Новосибирскую область переехали 28 тыс. граждан из соседнего Алтайского края, Кемеровской и Иркутской областей. В другие регионы уехали 23 тыс. человек. В основном внутренняя миграция из Новосибирска движется на запад – в Краснодарский край, Москву и Московскую область, а также в Санкт-Петербург.
Новосибирск