В публичных прокремлевских акциях ребят чаще всего используют в качестве массовки. Фото Reuters
В этом году исполняется 10 лет Селигеру. «Наше время настало, – гласит гимн форума, – здесь президент увидит твой проект, здесь ты увидишь зеленый свет». Власти призывают молодежь творить историю, сплотиться, дать отпор внутренним и внешним врагам. Но, во-первых, молодежь не мыслит подобными категориями. Ей чужды выдранные из советской пропаганды агрессивные идеологемы вроде «пятой колонны». Во-вторых, власти не учитывают, что молодые люди не хотят быть «народом». Те, кто рос в эпоху тотального индивидуализма, не торопятся примыкать к какому-бы то ни было большинству. «Я не все», «я оригинален» – вот установки поколения, рожденного в 80-е и позже. Эти люди нацелены на самовыражение.
Плюс они прекрасно понимают, что в таком гигантском государстве, как Россия, единый порыв, пусть даже «перед лицом «врага», – миф. Идея великого сильного государства не может базироваться на многократном повторении только этого слогана, что данное государство великое и сильное.
У современной молодежи нет социально-культурных ориентиров, нет героев. Давно вымерли красноармеец Матросов и коммунист Стаханов, нет уже Яшина и Гагарина… Продвижением так называемой идеологии занимаются в основном шоумены и деятели культуры. Возможно, поэтому большинство публичных прокремлевских акций почему-то проводится в формате шоу и концертов. Но законы жанра диктуют: если спектакль и его актеры публике не импонируют, результат воздействия близок к нулю.
«Ночные волки», каким-то образом ставшие идеологическим авангардом, не интересны российской молодежи. Скорее всего они должны были бы символизировать силу и мощь русского духа, но вряд ли могут стать массовым примером для подражания.
Власти как будто не заботятся о реальном вовлечении молодежи в политическую жизнь. И многих это оскорбляет. Молодые люди хотят быть услышанными. Многие готовы выказывать поддержку президенту. Но тотальное к ним невнимание и неуважение со стороны вышестоящих властей отбивает всякую охоту к диалогу.
Идея раскрутки региональных молодежных организаций по большому счету не сработала. Наиболее массовые пропутинские движения сами себя дискредитировали. Менее известные формирования ведут деятельность событийного характера. Чаще всего ребят используют в качестве массовки на концерте в честь круглой даты или в пику оппозиционным выступлениям.
Лидерам ячеек тяжело загрузить неокрепшие умы какой бы то ни было идеологией, так как, по сути, у них нет на руках программы партии. Текучка в таких организациях ужасная. Как правило, туда записываются подростки и первокурсники. Справившись с пубертатом, они покидают гнездо, поругиваясь на проплаченность и коррумпированность.
Ситуация идиотская: молодежь в общем и целом поддерживает официальную власть. Но не испытывает по отношению к ним ни привязанности, ни заинтересованности. Путин их устраивает – не более того. Хотя именно акционисты-пропутинцы наиболее аполитичны. Усвоив, что их покупают как массовку, они не испытывают привязанности к своему лидеру.
Кстати, действующим же на данный момент лидерам оппозиции не доверяет почти совсем никто. Фанбаза Навального с 2012 года сократилась чудовищно. После Болотной в общественно-политическую дискуссию втянулось огромное количество народу. Митинги и шествия стали своего рода субкультурой. Но два года прелюдий и топтаний кого хочешь утомят. Кто за это время завел семью, кто ушел в армию, кому-то стало просто скучно. Оказалось, молодежь не хочет открыто бунтовать.
Большая часть молодежи в итоге ушла в свой мир. Особенно это касается подростков. У них масса личных проблем, они искренне пытаются разобраться в действующей политике, но не доверяют никому. Самое ценное, что есть у большинства, – Интернет.
Молодежь не прочь потрепаться о политике вообще, хотя не многие готовы афишировать свои политические взгляды. Социальные сети позволяют обмениваться идеями со сверстниками из самых разных уголков страны анонимно и четко фильтровать информационный поток. Большинству ребят хочется выговориться и обсудить то, что наболело. В Сети они могут оценить свою внешность, умение писать песни или новый наряд, новые законы Госдумы. Здесь же можно обсудить пикантные темы, о которых не спросишь родителей.
Молодые россияне не хотят жить в хреновой стране. Не хотят хреново одеваться, вкалывать на хреновой работе и получать хреновые деньги. Массовая культура пропагандирует «империалистические» ценности: красоту, стиль, активность и самореализацию. Средняя же зарплата не в состоянии покрыть даже четверти обещанного счастья. И никто не может объяснить почему.
И если несколько лет назад центральные СМИ бойко и по чесноку рапортовали о развитии экономики, расширении производств, госинвестициях и прочих постперестроечных «наращиваниях», сегодня мы не имеем ничего, кроме агрессивной хамской пропаганды кремлевского режима. Вместо анализа власть предлагает обществу симулякры войны, побед, национальной нетерпимости и далее по списку.
Молодежь натаскивают на Запад, но пропаганда идет вразрез со всеми бытовыми понятиями. Взять хотя бы чеченскую сотню на «Антимайдане». Само ее появление как символ дружбы российских народностей нормально. Но… очень много «но» возникает, если посмотреть на это все глазами молодого россиянина из средней полосы.
В молодежной среде нет агрессивных разногласий на почве политики. Все всё понимают, что называется. Люди открыты к диалогу! Конфликты и ненависть возникают, как правило, на почве бытовухи: расовая нетерпимость, религиозная нетерпимость, нетерпимость к разного родам меньшинствам. Вводимые же в обиход понятия «укров», «ватников» и тому подобные не беспокоят никого, кроме оголтелых активистов и интернет-тролей. Молодой москвич-пропутинец вполне может пить пиво во дворе с киевлянином, принимавшим участие в том самом майдане. Им есть что обсудить, и оба это понимают. Они, в конце концов, родились в одной и той же стране!
Пропаганда против «пятой колонны», предателей родины и тому подобных «отщепенцев» пока также не несет какой бы то ни было угрозы. Потому что молодежь, так же как и их родители, привыкли встраиваться в систему. Собственно критерием успеха для многих является способность эту систему всячески надуть. При том, что большинство молодых россиян аполитично. Они никогда не предадут личную выгоду в ущерб какой-то идеологии. На халяву послушать концерт они – «за». Но не более.
Мотивированная СМИ истерия против Запада скорее всего пройдет, как и любая мода. Такой подход предполагает максимальное обострение ситуации. Но властям вряд ли под силу идти до конца. Государству нечего предложить ни в культуре, ни в политике. Понятие национальной целостности – симулякр, понятие патриотизма – симулякр…
Власть, казалось бы, не в состоянии приманить молодежь. Но… Крым-то наш! И эта мыслишка, так или иначе осевшая в каждой голове, повлияла на самосознание многих и многих россиян. В отсутствие каких бы то ни было положительных эмоций от политики присоединение Крыма схоже с эффектом от Олимпиады. Главное, что победили, а где и кого, не суть.
Молодежи очень хочется гордиться своей страной. Хочется иметь чувство собственного достоинства. Кремль никак не поймет, что сегодня в лице нынешней молодежи он имеет дело с умными и талантливыми людьми. Более того – многие из них как минимум лояльны к существующему строю. Стравливать их между собой как минимум непрофессионально.