Два года назад военные эксперты гадали: зачем Россия готовит так много профессиональных миротворцев? Фото РИА Новости
Российские Ракетные войска готовы отразить ядерный удар при любых условиях. Об этом заявил начальник Центрального командного пункта Ракетных войск стратегического назначения Андрей Бурбин. Причем ракетчики выполнят свою задачу «без сомнений и колебаний». Как, видимо, и сама страна, почувствовав угрозу своей безопасности, готова без сомнений и колебаний ответить в любой ситуации. Причиной постоянной мобилизации страны и ее воинственности было и остается существенное количество внешних угроз.
Несмотря на экономический кризис, снижение международного авторитета страны, санкции Запада, а также другие неблагоприятные факторы, российское руководство, видимо, в ближайшее время продолжит курс на реализацию своих военно-стратегических и геополитических задач не только на постсоветском пространстве, но и в дальнем зарубежье. Такой вывод можно сделать из анализа планов правительства по сокращению бюджета страны на 2015-й и последующие годы. Судя по информации, которая имеется в открытом доступе, в значительной мере будут оптимизированы почти все статьи расходов, за исключением оборонных. Военное ведомство, поддержанное, видимо, президентом Владимиром Путиным, сумело отстоять основные статьи военного бюджета. Сокращение расходов на национальную оборону предполагается небольшое – на уровне 3–5%.
В последнее время военно-политическим руководством страны немало говорилось об учебных и учебно-боевых задачах, стоящих перед армией и флотом. Как бы за скобками при этом остаются планы и деятельность войск, связанные с их возможным участием в реальных боевых действиях. Конечно же, задействование военнослужащих РФ в тех или иных конфликтах носит крайне вероятностный характер. Трудно предположить, как будут развиваться неблагоприятные для военной безопасности России события. Однако если судить хотя бы по уточнениям в Военную доктрину (ВД), которые были внесены в декабре прошлого года, Россия собирается реагировать на целый спектр новых угроз, которые ранее и не учитывались в военном планировании. Как сообщал официальный сайт Совбеза, «новые угрозы РФ... проявились в ситуации на Украине и вокруг нее, а также в событиях на севере Африки, в Сирии, Ираке и в Афганистане».
Как известно, сейчас на юго-востоке Украины устанавливается хрупкий мир. Что не означает исчезновения фактора угрозы для безопасности РФ – прежде всего из-за наступательного потенциала стран НАТО, особенно если принимать во внимание действия США по развертыванию глобальной системы ПРО в Европе. Потому-то создание нового вида войск – сил Воздушно-космической обороны (ВКО) – остается в российской повестке. Спланированы, разумеется, и другие ответные ходы на потенциальные угрозы.
Впрочем, ситуация в Украине может иметь и ряд других последствий. Путин, как известно, практически исключил возможность «апокалипсического сценария» войны между Украиной и Россией. Но можно допустить, что российский воинский контингент в качестве голубых касок может быть востребован в Украине – в случае ее неуправляемого распада.
Скажем, та же просьба президента Украины Петра Порошенко к ООН и Евросоюзу ввести на юго-восток страны миротворцев продиктована не только его желанием установить мир в Донбассе, но и его неуверенностью в собственных силах. После событий на майдане и бегства экс-главы страны Виктора Януковича в Россию – в Украине оказался подорван сам институт власти. Ввиду сложных экономических проблем и милитаризации страны у киевских руководителей де-факто остается крайне мало средств удержать ситуацию в нормальном режиме. А наличие значительного числа неподконтрольных центральной власти вооруженных формирований создает силовые предпосылки для хаотичного формирования очагов сепаратизма по всей стране.
Есть большая вероятность, что идея ввода в Украину миротворческого контингента будет актуальна, если процессы деградации там станут необратимыми. Сейчас в стране существует хотя и хрупкая, но централизованная власть и делаются попытки централизовать также и управление войсками. Данному процессу в стране мешают интересы олигархических групп, националистические полупартизанские батальоны, требующие смены руководства Генштаба Украины и настаивающие на продолжении боевых действий. Ухудшение ситуации и разрастание масштабов гражданской войны может привести к хаосу, и в этом случае, конечно же, Россия поддержит идею ввода в страну миротворческих контингентов. Согласно своей Военной доктрине и исходя из своих военно-стратегических интересов, Москва, судя по всему, будет настаивать на контроле над регионами Новороссии в границах не только Донбасса, но и Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской областей. Причем Россия может допустить, что войска стран НАТО возьмут под контроль западные и центральные области Украины.
Это, конечно, один из возможных сценариев. И он не нов. И даже не очень сейчас актуален. Но вполне вероятно, что в Кремле о нем не забывают. Соответственно и оборонные бюджетные расходы на 2015 год почти не урезаются. В армии еще год назад были подготовлены значительные контингенты миротворческих войск в составе двух соединений ВДВ, мотострелковой бригады и не менее пяти батальонов голубых касок – десантников.
Ведь еще только два года назад военные эксперты гадали: зачем Россия так много готовит профессиональных миротворцев? Высказывалось мнение, что это связано с выводом международных сил из Афганистана, обострением ситуации в Нагорном Карабахе, войной в Сирии и т.п. Теперь же, когда начались конфликтные процессы в Украине, вопрос присутствия здесь российских голубых касок возникает перманентно. И вполне вероятно, что в случае необратимого хаоса в стране он будет решаться не в Киеве или Москве, а в диалоге лидеров «нормандской четверки» или даже на уровне ООН. Причем, конечно же, с учетом позиции России.
Другая важная для Российской армии задача вырисовывается в связи с активизацией исламского радикализма в мире. Вывод международных военных контингентов из Афганистана создает угрозу экспорта нестабильности в государства Центральной Азии (ЦА). Россия усилила 201-ю военную базу в Таджикистане и начала подготовку тамошних военных специалистов. Усилена также база ВВС РФ в Канте (Киргизия). В Минобороны уверены, что данными силами оно сможет прикрыть таджикско-афганскую границу. При необходимости в Таджикистан и Киргизию могут быть переброшены дополнительные контингенты войск из России, а также других стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Такие сценарии уже отрабатывались на международных учениях ОДКБ в 2012–2014 годах. Однако Россия не имеет военного влияния на Узбекистан и Туркмению, которые тоже граничат с Афганистаном. Не исключено, что в случае обострения ситуации на границах этих республик военная помощь Москвы им будет оказана в экстренном порядке.
Обострение ситуации в государствах ЦА может произойти не только в связи с возможным приходом в Афганистане к власти талибов. Возможна также активизация в них местных исламских радикальных организаций. В том числе, кстати, и за счет прибывающих из «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) боевиков. Есть сведения, что в рядах ИГИЛ в Сирии и Ираке воюют сейчас до 10 тыс. граждан Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Казахстана и Узбекистана. Спецслужбы этих стран не отрицают того факта, что среди населения подпольно действуют сторонники запрещенного радикального исламского течения «Хизб ут-Тахрир». Узбекские правоохранительные органы заявляют, что действующее за пределами страны «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ) и ее лидер Усмон Гози присоединились к ИГИЛ.
По данным директора ФСБ Александра Бортникова, в рядах ИГИЛ воюют до 1700 граждан РФ. Национальный антитеррористический комитет России сообщал, что в отрядах ИГИЛ получают боевой опыт представители группировки «Имарат Кавказ», а также сторонники течения «Хизб ут-Тахрир», которое тоже распространено в некоторых регионах России. В начале сентября 2014 года боевики ИГИЛ опубликовали в Интернете видео, в котором звучали угрозы развязать войну в РФ. Один из исламистов обратился к Владимиру Путину, заявив о намерении «освободить» Чечню и Кавказ и создать там исламский халифат. Вполне естественно, что руководство страны в первую очередь укрепляет военную инфраструктуру на Северном Кавказе. Здесь уже на 70% войска оснащены новыми образцами вооружений. И они регулярно вместе с Внутренними войсками МВД и подразделениями ФСБ участвуют в антитеррористических операциях.
Однако, судя по тем задачам, которые были определены в декабре 2014 года Владимиром Путиным для армии, ее участие в борьбе с ИГИЛ на территории ближневосточных стран маловероятно. Военная поддержка Ирака, Сирии, Египта, активизация военных отношений с Ираном будет происходить, видимо, только по линии военно-технического сотрудничества.
Таким образом, ВС России готовятся к действиям по отражению внешних и внутренних военных угроз. Ситуация на постсоветском пространстве, где у РФ имеются свои особые геополитические интересы, остается сложной и малопредсказуемой. Поэтому руководство страны и не сокращает свои военные расходы радикально.