0
3734
Газета НГ-Политика Интернет-версия

03.02.2015 00:01:00

Убийственный осадочек

Тэги: смертная казнь, однокурсник путина, осужденный, мораторий, философия преступления, ильгам рагимов, расстрел, бастрыкин, колокольцев, патриарх кирилл


смертная казнь, однокурсник путина, осужденный, мораторий, философия преступления, ильгам рагимов, расстрел, бастрыкин, колокольцев, патриарх кирилл Казнь как зрелище во все времена вдохновляла толпу. Жан Коломб, Себастьян Мамеро. Казнь пленников под Акрой. Миниатюра XV века

Современная российская проза, хотя и изобилует сюжетами про убийства, киллеров и прочую детективную чернуху, почти не имеет историй про тех, кого возмездие настигло и наказало по всей строгости закона. Ну что-то вроде знаменитых романов американского писателя Джона Гришэма, той же «Камеры», где он показывает жизнь человека, бывшего ку-клукс-клановца, на протяжении многих лет ожидающего смертного приговора в одиночной камере за жестокое убийство. Тот, кто читал, знает: от книги невозможно оторваться, несмотря на весьма печальный финал – раскаявшийся детоубийца был все-таки казнен в газовой камере, а защита его как подсудимого стоила его внуку блестящей адвокатской карьеры.

Но это истории выдуманные. А если из жизни реальной и совсем недавней, то в марте прошлого года вышел на свободу 64-летний чернокожий Гленн Форд, просидевший в луизианской камере для смертников по обвинению в убийстве часовщика 29 лет. Его адвокат посчитал несомненной удачей то, что невиновность его клиента была доказана (в убийстве признался другой человек), а сам Гленн был менее оптимистичен. «Я провел за решеткой почти 30 лет. Что я теперь буду делать? Я не могу начать жизнь сначала. Когда меня посадили, мои дети были совсем маленькими, а теперь это взрослые бородатые мужчины».

«Лучше избирай наказание, чем казнь, ибо первое огорчит человека один раз, а второе – навсегда», – приводит в своей книге «Философия преступления и наказания» афоризм древнегреческого политического деятеля Хилона профессор, доктор юридических наук Ильгам Рагимов. И еще там же: «Кто поспешно осужден, часто осужден напрасно» (Ф. Грильпарцер).

Размышляя о сущности преступления и правомерности наказания в контексте религиозных учений, анализируя воззрения философов, психологов, социологов разных лет (но это отдельная тема для рецензии книги), автор, к слову, однокурсник Владимира Путина во время учебы на юридическом факультете тогда еще Ленинградского госуниверситета, ныне СПбГУ, даже позволяет себе высказать прогнозы о будущем наказании. Многие из которых (книга издана в 2013 году) уже начали сбываться… Будущее наказания связано с расширением судебного усмотрения, ибо будут увеличены границы низшего и высшего пределов… Появятся новые альтернативные наказания, а краткосрочные наказания со временем будут заменены крупными штрафными санкциями.

Прогнозов достаточно много, но глаз цепляет, пожалуй, самый «убийственный» – «некоторые страны вновь вернутся к смертной казни из-за увеличения тяжких и особо тяжких преступлений».

У юристов, тем более маститых, наверняка найдется немало доводов и в пользу смертной казни как наказания за действительно особо тяжкие преступления, и против. Главный из последних – а что, если к смертной казни будет приговорен, и приговор будет исполнен, невиновный? Казалось бы, эта дискуссия не имеет под особой оснований – ведь с 16 апреля 1997 года, то есть уже 18 лет, в России смертная казнь применяться не может. Подобную позицию высказал Конституционный суд РФ – наша страна подписала протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Относительно отмены смертной казни» и приняла на себя обязательство отменить этот вид уголовного наказания. С тех пор в России введен мораторий на смертную казнь, которая заменена пожизненным заключением.

Но этот фактический запрет на узаконенную смерть не раз и не два становился поводом для предложений на самом высоком уровне: а не отменить ли этот мораторий? В это трудно поверить, но только на протяжении последних трех лет с подобными предложениями выступали и депутаты (в основном фракций коммунистов и ЛДПР), и силовики (министр МВД Владимир Колокольцев, первый зампред комитета СФ по обороне и безопасности Александр Чекалин, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин), и даже Патриарх всея Руси Кирилл. Поводов для сомнений в обоснованности моратория у каждого вышеперечисленных вроде бы и не было, да и звучали эти предложения в основном как личное мнение, но, как говорят, «осадочек остался».

Например, Александр Чекалин в январе 2011 года публично полагал, что смертной казни заслуживают не только непосредственные исполнители терактов, но и «организаторы, финансисты и подстрекатели». Напомним, что речь сенатора прозвучала на фоне теракта в аэропорту Домодедово, унесшего жизни 37 человек. Чекалин уточнил, что в «расстрельном» вопросе надо сделать одно исключение – для террористов, уточнив, правда, что «Россия не должна принимать такое решение в одностороннем порядке, это решение должно быть международным, принятым после длительных консультаций».

«Я – против смертной казни, – высказывается перед журналистами в Кишиневе в конце этого же года глава Русской православной церкви Патриарх Кирилл. – При нынешнем состоянии наших судов, если будет смертная казнь, по закону будут «убирать» людей. И это страшная опасность». Пока судебная система не способна обеспечить справедливое применение смертной казни, рано вести речь о возвращении такого наказания. Но в будущем, предположил патриарх, можно будет говорить об этом «в каких-то совершенно конкретных случаях, когда речь идет о маньяках, массовых убийствах, террористах». При этом глава РПЦ напомнил, что в церковном предании нет порицания смертной казни. Христос «сам был распят, Он прошел через смертную казнь, но Он нигде не сказал, что нельзя казнить преступников, и у святых отцов мы этого не находим».

Мнению патриарха позже вторил и министр МВД Владимир Колокольцев. В интервью «Итоговой программе» НТВ (февраль 2013 года) он заявил, что в смертной казни нет ничего предосудительного. «Это мое личное мнение», – уточнил министр, а в администрации президента днем позже отказались комментировать данное заявление главы одного из ведущих правоохранительных ведомств, сославшись на его личное мнение.

Впрочем, мнения VIP-персон находят свое отражение в общенародном порыве. Согласно соцопросам, проводимым самыми различными социологическими центрами и в самые разные годы, большинство россиян – за возврат смертной казни в уголовное законодательство РФ. Еще совсем недавно за это высказывалось около 62% опрошенных (опрос ФОМ), по большей части составляющих электорат коммунистов (72%). Недопустимой смертную казнь как вид наказания находят – в разные годы – от 10 до 15% россиян.

Что тут сказать? Возможно, предложение (или угроза?) вице-спикера ГД Игоря Лебедева об отмене моратория на смертную казнь в случае выхода России из Совета Европы будет встречено бурными и продолжительными аплодисментами. На самых различных уровнях. Но кто поручится за тех, кто может оказаться безвинной жертвой на этом «расстрельном», но, как всегда, особом пути российском?!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1400
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2380
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1911

Другие новости