Крепкие объятия при встрече – стиль любого, себя уважающего госдумовца. Фото РИА Новости |
Тут на днях страну облетела радостная весть – Госдума согласилась, чтобы россияне все-таки получили право обращаться к ней со своими народными законопроектами. Как известно, ранее депутаты данный прожект категорически отвергали. И объясняли это так: мы, конечно, всей душой были бы рады, но регламент ГД подобного нам не дозволяет. И вот теперь регламент все-таки решено откорректировать для сближения с избирателями.
Конечно, подобная тяжелая работа еще начинается. И, скажем, точных правил заброса петиций на Охотный Ряд пока нет. То ли 25 тыс. голосов надо набрать за три месяца, то ли 10 тыс. – всего за 30 дней – пока не ясно. Как будет обустроена регистрация на специальном интернет-портале, каковы будут механизмы премодерации вносимых предложений и кто ими станет заниматься – короче говоря, недоуменных вопросов гораздо больше, чем внятных на них ответов. Однако уже в середине февраля обещано появление сетевого адреса, куда гражданину можно будет направить свою инициативу, чтобы потом убеждать всех в ее правильности.
Ну что, народ, оковы типа рухнули – и свобода законотворчества встречает всех у входа в Госдуму вместо ФСО, а братья-депутаты законодательный меч вот-вот кому попало отдадут? Да еще при этом обнимут и прослезятся – мол, наконец-то свершилось. Да как бы не так! И об этом говорит прежде всего именно этот будущий сайт. Одно его название заставляет усомниться в том, что депутаты действуют серьезно. Ну что это за адрес такой – peticii.parlament.gov.ru. И звучит он как-то неприлично, и официальность его под большим подозрением. Ведь будь Госдума реально заинтересована в народных инициативах, она бы просто сделала соответствующий раздел на своем оригинальном портале – duma.gov.ru.
Ну а главное, что обещанный заранее принцип их рассмотрения внушает печаль. Вот слова вице-спикера Игоря Лебедева, происхождение которого не позволяет ему слукавить ни в коем случае: если петиция набирает нужное число подписей, то она направляется в профильный комитет ГД, который в течение месяца и принимает решение – выносить ли ее на голосование либо отклонить.
Для плохо понимающих в специях охотнорядской кухни поясним: в этом алгоритме зашита возможность отказа в любом случае и на любой стадии. Во-первых, профильный комитет инициативу, может быть, и поддержит, а вот сама ГД может его без объяснений отклонить. Во-вторых, профильный комитет предложение, может, и рассмотрит, но всей Думе скажет, что оно на самом деле никому не нужно. Ну а в-третьих, заметим, в думской базе и сейчас полно законопроектов, которые когда-то с помпой принимались, к примеру, в первом чтении, чтобы затем застыть в архивах навсегда. То есть получается, что объятия обещаны, но в основном в области яремных вен.
Но ничего другого депутаты сотворить и не могли. Нынешние избранники в отличие от Пушкина не могут сказать о себе: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал». Депутаты, как известно, в основном – кроме дел личных и коммерческих – занимаются ровно противоположным. Но всегда объясняют это так: мы законодатели, а значит, нет в наших действиях ничего случайного, а есть только одна голая фиксация всеобщих тенденций. И тут вдруг окажется, что законодателем может выступить любой – главное, залудить интересную феньку и сагитировать подписать ее дружбанов из своей соцсети.
Депутаты понимают, что если такое случится, то смысла в их существовании практически не останется. Это с одной стороны. А с другой – как политически обусловить тот безусловный в будущем факт, что подавляющая часть петиций будет выбрасываться в корзину? То есть что тогда на Охотном Ряду будут за народные избранники, которые так упорно игнорируют запросы избирателей, не просто нем-то выдуманные, а совершенно четко сформулированные в виде законопроектов?