Упоминание темы «кризис» на федеральном ТВ и в прессе Публикаций о предстоящем кризисе в российских СМИ – едва ли не в 4 раза меньше, чем в 2008-м году. График составлен на базе данных информационно-аналитической системы «Медиалогия»
Кажется, прошло не так много времени с тех пор, как весь мир, а следом Россия переживали экономический кризис. Его принято обозначать как кризис-2008, хотя его последствия резонировали еще несколько лет после года обозначенного. Отличие сегодняшнего, в 2015-м, прежде всего в том, что он – глубоко внутренний, не имеющий перспектив превратиться в мировой, несмотря на достаточное ущемление экономических интересов некоторых европейских стран в связи с российскими санкциями на ряд товаров и продуктов.
«НГ-политика» попыталась сравнить реакцию российского общества и власти на кризисы 2008–2010 годов и нынешний именно во внутрироссийском разрезе. Что их, согласно публикациям в отечественных СМИ, объединяет и в чем основное различие?
На первый взгляд кризис 2008–2010 годов и кризис нынешний имеют мало общего. Финансовый кризис прошлых лет года был связан с общемировыми тенденциями, он начался со сферы ипотечного кредитования в США, а впоследствии затронул практически всю мировую банковскую систему. Нынешний экономический кризис в России непосредственно связан с политическими событиями прошедшего 2014 года. Президент России Владимир Путин на своей большой пресс-конференции признал, что западные санкции в отношении нашей страны в связи с присоединением Крыма и политикой в отношении Украины действительно повлияли на нашу экономику: «И, если мы считаем, что одна из проблем, которые сегодня есть у нас, в том числе в экономике, в результате санкций, действенная, а это так и есть, из общего объема проблем, если условно взять, процентов 25, наверное, это влияние санкций – 25–30». Так же, по мнению многих экспертов, ослабление рубля оказалось связанным со снижением цен на энергоресурсы.
Однако, несмотря на разницу в сущности обоих кризисов, реакция на них российского общества и представителей нашей власти проходит по похожим сценариям.
В ряде публикаций в 2008 году на основании соцопросов утверждалось, что кризис не так сильно тревожит россиян. Согласно опросу Левада-центра в октябре 2008 года, 14% граждан ничего не слышали о финансовом кризисе, а еще 14% затруднялись сказать о нем что-либо определенное. Из тех же россиян, что были осведомлены о надвигающемся кризисе, 42% считали, что кризис – явление для России временное, так как он не затрагивал основ отечественной экономики.
В 2014 году руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМа Степан Львов выразил в прессе мнение, что социальные настроения россиян в целом оптимистичней по сравнению с периодом кризиса 2008–2010 годов. Эксперт делал эти заявления, основываясь на индексах жизненной ситуации, уверенности в завтрашнем дне и горизонта планирования: «Сегодня мы наблюдаем достаточно плавное снижение индексов, несмотря на обеспокоенность курсами валют и ценами на нефть. Как оказалось, это были факторы непрямого воздействия».
Однако, несмотря на то что, как и в 2008 году, возможно, и не наблюдается острой озабоченности кризисом, говорить о том, что граждане не замечают его, было бы абсолютно неверно. Согласно опросу того же ВЦИОМа, почти 80% граждан сейчас живут в режиме экономии. По мнению экономистов, кто-то начинает экономить на предметах роскоши и зарубежных поездках, а кто-то и на продуктах питания.
При этом парадоксально выглядит ажиотажный спрос на бытовую и электронную технику в канун Нового года. «Дела идут просто отлично. Делаем чуть ли не месячную выручку за один день», – рассказал корреспонденту «НГ-политики» один из работников магазина, специализирующегося на подобной продукции. Подобное потребительское потребление провоцируется, как правило, простой логикой: раз накопления обесцениваются, надо их срочно вкладывать в покупки. При этом покупаются не всегда действительно нужные для потребителей вещи.
Действия населения во время кризисов во многом стихийны. Явно, что далеко не все россияне осознают экономические причины и последствия происходящих явлений. Практически истеричный потребительский бум сочетается со стремлением к экономии.
Казалось бы, логично, что кризис должен отражаться на рейтингах главных политиков страны. Однако этого не происходит. В октябре 2008 года пресс-секретарь Левада-центра Олег Савельев заявлял, что финансовый кризис не сказался сильно на рейтинге Владимира Путина и Дмитрия Медведева, так как граждане еще не успели к тому моменту «испугаться» кризиса, ощутить влияния изменений в экономике. В 2008 году социологи Левада-центра оценивали рейтинг Путина приблизительно в 83%. В последующие пять лет он все-таки опустился, однако именно в кризисном 2014 году поднялся снова на уровень выше 80%, что, безусловно, было связано с присоединением к составу России Крыма. Кризис на рейтинг президента пока серьезно не повлиял.
Не исключено, что объясняется это тем, что в ситуации кризиса представители власти стараются возложить вину за негативные тенденции в экономике на условно западные страны. В октябре 2008 года Владимир Путин в статусе премьер-министра России на заседании правительства заявил, что кризис начался в США и ответственность за него лежит на их системе: «Весь этот кризис, с которым столкнулись многие экономики, и, что самое печальное, неспособность принять адекватные решения – это уже не безответственность конкретных лиц, а безответственность системы. Системы, которая, как известно, претендовала на лидерство».
В 2014 году в ходе большой пресс-конференции президента один из журналистов задал прямой вопрос о том, не является ли происходящее с экономикой в России «расплатой» за Крым. Президент ответил ему, что это плата за естественное желание России «самосохраниться» как нации. В своем послании Федеральному собранию Путин также изложил свое видение, что, если бы не события в Крыму, США и их союзники нашли бы другой повод для того, чтобы «сдержать растущие возможности России». Поддержка подобной позиции лидера в течение 2014 года активно осуществлялась через федеральные телеканалы, выпуски новостей которых изобиловали сюжетами о неправомерности санкций со стороны Запада, а также об их функции инструмента политического давления.
Стоит также сказать о сравнении внимания журналистов к теме кризиса. Согласно данным «Медиалогии», частота упоминания «кризисных» словосочетаний в СМИ в 2014 году была гораздо меньше, чем в период с 2008 по 2009 год. Так, в декабре 2008 года было зафиксировано 7418 сообщений о кризисе, а в декабре 2014 года – только 1804 сообщения. Однако в предыдущие три месяца их было значительно меньше (чуть больше 1100 сообщений в месяц), что говорит о тенденции к повышению внимания. Также много меньше внимания, чем в 2008-м, СМИ уделяли темам роста цен на товары и услуги первой необходимости, таким как цена на хлеб, молочные продукты, а также коммунальные платежи и бензин.