Отечественный обыватель еще не осознает масштабов кризисной ситуации в стране. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
За последние 15 лет уровень и качество потребления в нашей стране в целом вышли на принципиально новый уровень. Российский потребитель стал значительно богаче, изменил свои потребительские привычки в направлении цивилизованного рынка, приобрел много новых (нужных и ненужных) товаров. Большинство россиян приобретают эти товары в магазинах современных форматов, часто совершая покупки на автомобиле. Сервис, расположение магазина, ассортимент, наличие парковки, возможность рассчитываться кредитной карточкой – все это стало неотъемлемой составляющей современного потребителя в нашей стране
В то же время сегодня мы входим в полосу второго кризиса за этот период, что может значительно изменить потребительские настроения и поведение населения. В связи с этим показалось интересным сравнить потребительскую ситуацию в стране в предкризисные периоды конца 2008 и 2014 годов.
Забегая вперед, можно сказать, что ситуация в эти годы, как и в предшествующие 2008-му, развивается в одном направлении, но имеет и серьезные отличия. В 2014 году мы входим в кризис на значительно более высоком уровне благосостояния населения, чем в 2008-м. Может быть, поэтому потребительские настроения хотя и упали, но не так драматично, как в 2008-м. При этом объективно в декабре 2008 года кризис еще мало задел потребителя, а в конце же 2014-го кризис уже реально сказался на россиянах.
Рассмотрим ситуацию подробнее.
Прежде чем перейти непосредственно к потребительскому поведению, посмотрим на основные макроэкономические показатели конца 2008 и 2014 годов. Рост ВВП в 2008 году составил 5%, а в 2014-м – 0,6%. Индекс промышленного производства вырос в 2008 году на 1%, в 2014-м – на 1,5%; продукция сельского хозяйства в 2008 году – на 11%, а в 2014 году – на 3,3%. Инвестиции в 2008 году выросли на 39%, а в 2014-м – на 3%. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в 2008 году на 14%, а в 2014 году – на 2%. Номинальная зарплата в 2008 году выросла на 28%, а в 2014 году – на 8% (см. таблицу).
Таким образом, по большинству макроэкономических показателей 2008 год был лучше 2014-го.
В отличие от объективных показателей экономики индекс потребительских настроений упал с мая по декабрь 2008 года со 116 до 85 пунктов, оказавшись в отрицательной зоне (меньше 100 пунктов). В 2014 году индекс потребительских настроений тоже попал в отрицательную зону, но падение было значительно меньше – с марта по ноябрь со 102 пунктов до 98.
В 2008 году 29% опрошенных говорили, что их материальное положение за последние 12 месяцев ухудшилось, а в 2014-м – 25% (см. рис. 1).
Ухудшения своего материального положения в следующем году в декабре 2008 года ожидали 33%, а в 2014 году – 22% (рис. 2).
Экономические условия в стране в ближайшие 12 месяцев оценивали плохими 40% в 2008 году и 30% в 2014 году (рис. 3).
В декабре 2008 года большинство наших сограждан (68%) сообщало, что кризис их лично не коснулся. В ноябре 2014 года – 84% (рис. 4).
Относительное большинство респондентов (32%) в 2008 году полагало, что кризис продлится два года, в 2014-м – четыре года и более (30%) (рис. 5).
В 2014 году 14% респондентов столкнулись с отсутствием отдельных продуктов в магазинах, что на 5% больше, чем в 2008 году (9%). Повышение цен на продукты питания отметили 86% в 2008 году и 81% в 2014 году.
Кризис 2008 года мало повлиял на мейнстрим потребительских привычек. В декабре 2008 года мы зафиксировали только снижение интереса к интернет-покупкам, некоторое увеличение значения цены товаров, увеличение рациональности покупок и уменьшение числа людей, покупающих только импортные товары.
В 2014 году, напротив, значительно увеличились покупки через Интернет.
Немного снизилась доля спонтанных покупок. И по сравнению с декабрем 2008 года несколько снизилось предпочтение фирменных товаров.
В целом же по многим показателям в 2014 году потребительское поведение россиян сохранило свои современные и инновационные тренды.
С 2001 года мы осуществляем типологию российского потребителя по осям координат высокий–низкий потребительский потенциал и традиции – инновации. В сноске дано описание семи полученных типов *.
В 2014 году по сравнению с 2008-м практически не изменился самый потребительский сильный и инновационный кластер «новаторов» (рис. 6). Значительно усилился инновационный тип «стремящихся вверх». Немного уменьшились слабые потребительские кластеры традиционалистов и экономящих. Ни в 2008-м, ни в 2014 году предкризисная ситуация не внесла существенных изменений в тенденции развития типологии российских потребителей.
Некоторые изменения произошли и на уровне социальных ценностей россиян, хотя иерархия опасений по поводу будущего в 2008-м и 2014 годах практически не изменилась. На первом месте была мировая война: 35% в 2008-м и 34% в 2014-м, на втором – углубления кризиса: 35% в 2008-м и 32% в 2014-м, на третьем – рост преступности: по 26% в 2008-м и 2014-м. Как в предкризисные, кризисные, так и в обычные годы россияне полагаются прежде всего на себя и на свою семью. Однако интересно, что в предкризисные годы чуть больше россиян полагаются на государство.
Интересно также, что в 2008 году больше россиян заботились о том, чтобы зарабатывать деньги (51%), и меньше о развитии своей личности (47%). В 2014-м это соотношение изменилось: 46% на 54%.
По сравнению с 2008 годом в 2014-м заметно увеличилось стремление к свободе. Если в дихотомии «в будущем должно быть как можно меньше правил и ограничений» и «нам нужно больше законов и хорошее руководство» первое в 2008-м выбирали 33%, то в 2014 году 40%, а второе – в 2008-м 65%, а в 2014-м году 60%.
За поддержку рыночных принципов в 2008 году высказывалось 28% респондентов, в 2014-м – 38%.
Обращает на себя внимание, что в предкризисные годы падает значение экологических проблем. Особенно это характерно для 2014 года.
Что собираются делать россияне для сохранения личных средств? Самый распространенный ответ – ничего (рис. 7). Причем в ноябре 2014 года таких ответов даже больше (29%), чем в декабре 2008 года (26%). Несколько больше людей в 2014 году собираются сохранять средства на счете в банке (17%), в 2008 году – 11%. На третьем месте – приобретение недвижимости: в 2008-м (19%), в 2014-м – 17%.
За прошедшие 6 лет значительно улучшилось материальное благосостояние россиян. По сравнению с 2008 годом значительно увеличилась доля россиян, владеющих собственной квартирой/домом: в 2008-м – 79%, в 2014-м – 91%.
В 2014 году значительно снизилось число людей, выращивающих овощи и фрукты: 39% по сравнению с 50% в 2008 году.
По сравнению с 2008 годом в 2014 году несколько выросло число людей, посещающих кафе и рестораны.
В 2014 году 45% семей по сравнению с 26% в 2008 году имеют автомобиль. 51% из них были куплены новыми, в 2008 году – 43%. В декабре 2008 года 8% планировали покупку нового автомобиля. В ноябре 2014 года – 10%. Относительное большинство (37%) в 2014 году планируют купить новую иномарку, в 2008 году – 24%.
С 2008 года сильно возросло пользование Интернетом. Так, если в 2008 году дома пользовались Интернетом 18% россиян, то в 2014 году – 55%. Из них 69% каждый или почти каждый день. В 2008 году – 38%.
По сравнению с 2008 годом в 2014 году в домашних хозяйствах значительно увеличилось количество плазменных панелей, кабельного телевидения, спутниковых антенн, цифрового телевидения.
Таким образом, ни в предкризисную ситуацию 2008 года, ни в 2014 году движение в сторону развития цивилизованного потребительского рынка не остановилось, хотя и подверглось негативному влиянию. Опасения населения по поводу развития экономической ситуации в конце 2008 года были значительно выше, чем в конце 2014-го. Как известно, кризис 2009 года не повляил серьезно на потребительскую ситуацию, а с 2010 года она постоянно улучшалась до 2013 года. Вероятно, возросшее благосостояние и опыт прошлого кризиса привели к тому, что потребительские настроения россиян в 2014-м упали не так драматично.
В 2009 году потребительские настроения россиян быстро стали расти, и к 2010 году индекс превысил 100 пунктов.
Сейчас ситуация другая. Российский потребитель уже начал ощущать реальные последствия кризиса – замедление роста заработной платы, отсутствие некоторых товаров в магазинах, падение рубля. Все это может привести к ухудшению потребительских настроений в 2015 году.