0
9531
Газета НГ-Политика Интернет-версия

20.01.2015 00:01:05

И Гитлер в тигровой рваной шкуре...

Тэги: война, великая отечественная война, кукрыниксы, карикатура, гитлер, кутузов, отечественная война, 1812 год, геббельс, геринг


война, великая отечественная война, кукрыниксы, карикатура, гитлер, кутузов, отечественная война, 1812 год, геббельс, геринг Карикатура © РИА Новости

Так рисовали Сталина в годы Второй мировой войны в Германии. 	 Карикатура из журнала Lustige Blatter. 1941
Так рисовали Сталина в годы Второй мировой войны в Германии. Карикатура из журнала Lustige Blatter. 1941 

Карикатура – чрезвычайно эффективное и действенное средство военной пропаганды. Во фронтовых условиях хорошая шутка снимает напряжение и поднимает настроение, бодрит и повышает боевой дух. Кто смеется над врагом, тот его не боится.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало чрезвычайно популярным. Не будем забывать, что грамотность в ту пору была отнюдь не стопроцентной, а рисунок понятен каждому. Язык карикатуры интернационален, она легко перешагивает границы и гуляет по свету.

Наполеоновские войны вызвали взрыв сатирических рисунков. Английские карикатуристы Джеймс Гилрей, Томас Роулендсон и другие создали не менее тысячи картинок, высмеивающих Наполеона и его политику. Они создали его комический, но узнаваемый образ: хилая фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, большой нос.

В России до 1812 года карикатур на Наполеона не могло быть, поскольку император Александр I заключил с ним союз. Но зато в первые месяцы войны при штабе Михаила Илларионовича Кутузова была создана специальная типография, специально предназначенная для пропагандистской работы среди населения и армии. Здесь появился новый вид карикатуры – «летучие листы». Иногда эти сатирические картинки называют лубочными. Подобно традиционному лубку они вешались на стену для всеобщего обозрения. Всего было создано около 200 таких произведений, высмеивающих Наполеона и его армию. И прославлявших русского солдата, ополченца, партизана-крестьянина.

Авторами самых знаменитых карикатур на тему Отечественной войны 1812 года стали Алексей Гаврилович Венецианов, Иван Иванович Теребенёв и Иван Алексеевич Иванов. Им принадлежит большая часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. В них осмеивается Наполеон, его сподвижники и «доблестная» армия.

Популярность этих картин была невероятна. Их неоднократно воспроизводили и переиздавали в виде альбомов, даже когда война давно закончилась. В 1815 году вышла книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребенёвская азбука». Она содержала 34 рисунка с двустишиями, начинавшимися на определенную букву алфавита. На странице с буквой В голодные французы раздирают ворону. Под картинкой надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать».

Продавались сатирические листы, раскрашенные вручную, за деньги и стоили дорого – от рубля до трех. Так что народ их видел только на стенах трактиров и других заведений, где их вывешивали хозяева для всеобщего обозрения и привлечения клиентуры. Некоторые сатирические сцены впоследствии воспроизводились на стеклянной и фарфоровой посуде.

В русско-японскую войну 1904–1905 годов сатирические плакаты печатались уже массово и расходились по всей империи. На них задорные матросы, солдаты и казаки мутузили мелких японцев, скалящих крупные белые зубы. Хотя победили в конечном счете именно японцы.

Во время Первой мировой войны 1914–1918 годов карикатура пережила небывалый подъем во всех воюющих странах. К военной силе и экономическому давлению прибавилась «третья сила» – тотальная пропаганда. Выросли тиражи сатирических журналов, газеты не выходили без карикатур, отдельные листы, наборы открыток, почтовые конверты – все использовалось для печатанья сатиры.

На этом поприще хорошо постарались все воюющие стороны. Но если раньше сатира создавалась, так сказать, для внутреннего употребления, то теперь она стала еще и средством пропаганды в рядах противника. Листовки и открытки, забрасываемые во вражеские окопы, должны были подрывать дух, разобщать союзников, побуждать к дезертирству и сдаче в плен.

Французам немецкие агитаторы подкидывали открытки с эротическими сюжетами. Часто с таким: французский солдат погибает в грязных окопах, а на заднем плане его жену тискает английский боец.

Немецкие карикатуристы изображали русских солдат как толпу диких гуннов, которых гонят в бой плетью пьяные офицеры. На русских плакатах российский воин-богатырь одним взмахом сабли сносит головы дюжине плюгавых «колбасников».

Естественно, Вторая мировая война тоже стала временем расцвета военной сатиры. В то время как почти все журналы в стране были закрыты, популярный «Крокодил» продолжал выходить и распространяться не только в тылу, но и на фронте.

Политуправление Западного фронта с июля 1941 года издавало журнал «Фронтовой юмор». В редакционном обращении к читателям говорилось: «Фронтовой юмор» призван бодрить наших славных воинов, повышать их боевой дух, вселять в них жизнерадостность, смелость и уверенность в победе над фашистскими варварами». В 1941 году вышло четыре номера, в 1942 – 17, в 1943 – 12, в 1944 – 12, в 1945 – 6 номеров. Печатался на 8–16 страницах.

В начале войны раздавались голоса против всяких смешных, карикатурных изображений врага: легкомысленно, вредно, демобилизует. Уместны только гневные, суровые плакатные образы, показывающие зверства захватчиков, призывающие к мести, к уничтожению фашистов. И такие плакаты были созданы. Но и от осмеяния врага художники не отказались.

Когда на Курской дуге немцы пустили в бой новые тяжелые танки, у советских солдат появилась так называемая тигробоязнь. И тогда одновременно в центральных и фронтовых газетах появились карикатуры, где Гитлер изображался на битом тигре или в рваной тигровой шкуре. Так создавалось моральное превосходство над врагом.

Геббельсовская пропаганда тоже активно использовала сатирические плакаты, которыми были увешены стены в Германии и оккупированных странах. И в огромном количестве разбрасывала с самолетов листовки, нередко с карикатурными сюжетами, призывающие сдаваться в плен. У немецкой сатиры были два любимых персонажа – зверообразный волосатый комиссар с огромным семитским носом и похожий на таракана Сталин.

Советские карикатуристы изображали Гитлера с вытянутой крысиной мордой, Геббельса – кривоногой обезьяной, Геринга – свиноподобным и т.д. Надо отметить, что советская сатира была куда более остроумной, разнообразной и едкой. Многие военные карикатуры Кукрыниксов, Бориса Ефимова и других художников до сих пор остаются непревзойденными образцами жанра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2274
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2955
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2215
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3926

Другие новости