Информацию о заключении брака по исламским канонам предлагают заносить в специальную базу данных. Фото РИА Новости
Основной, плохо маскируемой проблемой Татарстана являются религиозные экстремисты. В местной прессе о них стараются не упоминать, фокусируя внимание здешних граждан на всяких мелочах. Однако сюжеты о салафитах, как шило из мешка, пролезают в местное медиапространство. Последний ярчайший пример – суд над 27-летним активистом так называемого татарского джамаата, воюющего на стороне радикальных противников нынешнего президента Сирии Башара Асада.
Местные СМИ отмечают беспрецедентность уголовного дела, мол, это первый в Татарстане случай, когда человека судят за участие в незаконном вооруженном формировании. Раифу Мустафину светит пять лет колонии. На процесс в Авиастроительный район (задворки Казани) даже приехал прокурор республики Илдус Нафиков, чтобы поддержать обвинение. «Это дело – боль нашего времени, – сказал Нафиков, – когда незрелые молодые люди, не познавшие сострадания и сочувствия к окружающим их людям, на гребне своего эгоизма, гордыни и безжизненного фанатизма впадают в грязь заблуждения, осуждаемого во всех мировых религиях… Воинствующие идеи, разжигающие межнациональную и межконфессиональную рознь, ставящие всех остальных людей в положение врагов и призывающие к их уничтожению, не имеют ничего общего с истинным исламом».
Рассуждая о фанатизме и гордыне, прокурор не стал уточнять, где именно уроженец Набережных Челнов нахватался экстремистских идей, «впал в грязь заблуждения» и т.д. За него еще пару месяцев назад ответил министр внутренних дел России по Татарстану Артем Хохорин, в очередной раз заявив, что Нижнекамский район рассматривается МВД «как один из самых сложных в Татарстане в части распространения экстремизма». «Здесь есть приверженцы и экстремистской идеологии «Ат-такфир валь-хиджра», и международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», и запрещенного религиозного течения «Таблиги Джамаат», – подчеркнул глава силового ведомства.
Тем не менее власти Татарстана экстремистскую тему не любят. Ведь официально в республике маковым цветом цветут мир и согласие между приверженцами разных конфессий, а тех же мусульман стараются отгородить не столько от экстремистских идей, сколько от дверей кафе, где под видом халяльной пищи подают самую обычную еду (см. «НГ» от 10.09.14), или от многоженцев. Например, с 1 января уже следующего года молодоженам будут выдавать свидетельства о никахе (религиозное бракосочетание у мусульман, подобное христианскому венчанию. – «НГ»). Более того, по инициативе муфтия Татарстана Камиля Самигуллина будет разработана единая база данных, в которую будет собираться информация о всех заключенных в Татарстане браках по мусульманскому религиозному обряду.
Казань