Ростов-на-Дону задыхается от автомобильных пробок – на тысячу жителей с учетом транзитных потоков приходится 485 машин всех типов. Городской транспорт ежегодно перевозит до 320 млн пассажиров. Недавно в сплошную пробку превратился весь Ростов – только в центре города одновременно произошло более 15 ДТП. Проблемы на дорогах связывают с отсутствием давно обещанного метрополитена.
Метро в городе проектировалось еще в 70–80-е годы прошлого века – население только приближалось к миллионной отметке. Говорят, что подземку «похоронил» генсек ЦК КПСС Константин Черненко, который перебросил ресурсы из Дона на строительство метро в своем родном Красноярске. По другим версиям, деньги понадобились на Олимпиаду-80. После распада СССР работы по проектированию свернули.
Шесть лет назад работы по созданию метро в Ростове возобновились. Было создано муниципальное казенное учреждение «Управление Метро Ростова», а также рабочая группа под председательством тогдашнего мэра города Михаила Чернышева. Населению было обещано к 2015 году решить проблему пробок за счет строительства кольцевых автодорог, тоннелей и многоуровневых эстакад.
В 2010 году городские власти объявили, что первой решено строить линию, которая соединит западную и восточную части города. Были даже опубликованы фотографии первых станций. Но в администрации Ростова заявили, что существуют проблемы со строительством – на проектирование пока нет денег, а это почти
1 млрд руб. Стоимость же одной ветки оценивается в 76 млрд руб.
Новый глава Ростова-на-Дону Сергей Горбань считает, что городу действительно нужно метро, однако оно не станет панацеей: «Мы будем рассматривать все варианты, которые есть. Это и строительство Северного тоннеля, и платных парковок. Очень внимательно рассмотрим предложения западных инвесторов, которые рассказали о возможности создания в Ростове легкого метро».
По словам директора департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова Арама Егиазаряна, Северный тоннель будет платным, в сутки сможет пропускать около 60 тыс. автомобилей и станет альтернативной дорогой, которая связывает северный жилой массив города с центром. Стоимость проекта оценивается в 10–12 млрд руб., срок службы – 24 года.
Впрочем, у жителей города тоже есть свое мнение насчет транспортных проблем. Они считают, что горожанам надо самим активно подключаться и пересаживаться на велосипеды. Но для этого нужны велосипедные зоны. К слову, еще в 2010 году при городском департаменте автомобильных дорог и организации дорожного движения была даже создана рабочая группа по развитию велосипедного движения. Город решили разбить на велосипедные зоны. Вдоль тротуаров положить десятки километров велодорожек. Но радикальных изменений не произошло: как ездили велосипедисты по дорогам и тротуарам – так и ездят.
А весной этого года в мэрии были подведены первые итоги опроса велосипедистов. Оказалось, основная масса – это работающие мужчины в возрасте от 26 до 35 лет, проживающие в спальных районах – Ворошиловском и Советском. Судя по результатам опроса, в котором приняли участие 700 человек, выделенная линия для велосипедистов, как и метрополитен, остается вопросом весьма отдаленного будущего.
Ростов-на-Дону