Спорить – не значит разрушать. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Два студента третьего курса факультета журналистики берут друг у друга интервью, пытаясь показать умение раскрутить невозмутимого собеседника на эмоции. Темой они выбрали события в Украине, точнее, отношение к ним. Я не удивлена – это самый легкий путь выполнить задание, потому что события в соседней стране не оставляют равнодушными сейчас никого. Уже во время первого интервью выясняется, что у студентов резко противоположные взгляды. Девочка считает присоединение Крыма позитивным шагом, потому что так захотели крымчане, а мнение жителей надо уважать, а мальчик отвечает, что это плохой шаг, потому что чужое забирать нельзя – завтра кто-то придет и заберет у тебя твое. Они говорят о войне, о санкциях: один считает, что все это результат присвоения чужой территории, другая отвечает, что это попытка Запада не дать России занять достойное место в мире.
Они увлекаются, слова их становятся все резче и язвительнее, желание понять собеседника исчезает и уступает место желанию задеть, обидеть, унизить, да побольнее. Уже никто друг друга не слышит. Интервью не получилось. Диалога нет.
Я смотрю на них и вижу расколотое пополам российское общество, две половинки одного целого, ненавидящие друг друга. Мне кажется, что дискуссии на эту тему не просто бесполезны, но и вредны, потому что переубедить собеседника невозможно, а сделать из него врага на долгие годы очень просто. Знаю семьи, которые прервали общение с родственниками, живущими в Украине. У меня есть знакомые, которые перестали общаться друг с другом в Москве из-за Украины. Моим коллегам, выезжающим работать в Украину, пишут анонимные сообщения с угрозами. Одна часть общества называет другую «пятой колонной». В ответ звучат слова о пособничестве преступникам, развязавшим войну. Доктора Лизу обвиняют в поддержке режима и, значит, в поддержке войны. Доктор Лиза отвечает, что она всегда против войны, и обвиняет своих обвинителей в трусости. Война идет в Facebook, в Живом Журнале, «ВКонтакте» и Тwitter. Война идет на наших телеэкранах. В наших умах, в наших душах. С одной стороны фронта верят словам о «фашистах и бандеровцах». С другой звучит: «колорады, ватники».
Любая дискуссия в социальных сетях обязательно сводится к битве одного лагеря с другим, даже если темой дискуссии была не Украина. Украина – это такая острая боль, что жить с ней молча невозможно. Я думаю, что этот раскол – огромная трагедия народов, имеющих одну историю, культуру, веру. Я думаю, что цена войны не Крым, не Донбасс и не юго-восток Украины. Цена – разрушение и распад на мелкие кусочки одного большого, крепкого, целого организма. Война с Грузией сделала врагами два народа, скрепленных историческим прошлым и религией так, как если бы это был один народ. Война с Украиной разодрала надвое каждое сердце. Больше нет того единого целого, теперь каждый сам по себе. У Ахматовой есть пророческая строчка как будто именно про наши дни: «Над рекой своей Владимир поднял черный крест».
В Библии время, когда брат идет на брата, названо началом болезней, а в итоге болезни приведут к гибели. Сейчас понятно, о чем это все. Не о политике, не о делении земель, не о христианстве даже, это о человеческой душе, поверившей злу и пустившей его в себя. В христианстве один из ликов Троицы назван Словом. Это воплощенное добро. Но слово оказалось и средством для искушения человека, то есть послужило злу. Если отвлечься от живых библейских образов в сторону более абстрактных понятий, можно прочесть мудрое, древнее правило: одно лишь слово может спасти мир, а может его уничтожить; поэтому берегите слово и не употребляйте его во зло. Это правило дано нам, как светильник в темноте. Чтобы люди могли договариваться. Чтобы не убивали друг друга и не мучили. Чтобы всегда нашли выход, чтобы победили разрушение и смерть. Слово – путь любви и жизни, а не путь смерти.
Но мы не помним этого правила. Слово в нашей жизни – это всего лишь способ достижения цели. Способ обмана. Мы стали жертвами страшной войны, потому что кто-то использовал человеческое слово во зло, а мы не сопротивлялись. Я не знаю, есть ли способ остановиться. Но мои студенты говорят, что он есть.
Через полчаса после лекции я сидела в студенческом баре и пила кофе. Студенты, те самые мальчик и девочка, которые едва не подрались из-за Украины, сидели за соседним столиком и, улыбаясь, что-то обсуждали. Я смотрела на них, а видела своих знакомых, которые уже полгода не разговаривают со своими львовскими родственниками. Они вместе росли, потом ездили друг к другу в гости, а теперь не осталось ничего, кроме ненависти.
«Знаете, у меня есть охотничья собака, – сказал мальчик-студент. – Когда я вывожу ее гулять, она начинает дрожать всем телом и рваться наружу, и я еле сдерживаю ее в лифте. И в тот раз, когда мы спорили из-за Крыма, я почувствовал себя своей собакой, я хотел кинуться на человека и растерзать его только за то, что он думает по-другому. Я испугался. Так нельзя».
«Это же не главное, – сказала девочка, – то, что мы не согласны». – «А что главное?» – спросила я. «Ну он же мне не враг», – ответила она.
Я поняла ее: человек, который не сделал ей зла, несмотря на громкие и даже обвинительные слова, не может быть врагом. Она не хочет видеть врага там, где его нет; там, где есть только другая, непохожая мысль.
Но это большая мудрость, на которую способны только чистые сердцем. Или дети. Простить слово, сказанное в сердцах, тяжело, легче его не произносить. Каждый ответственен за то, что и как он говорит.
Слово – это способ сохранить друга, родных, семью, страну, мир, остановить войну, раскол, ненависть, оно дано человеку именно для этого. Но пока на это нет человеческой воли (да и политической воли тоже, ведь именно она нужна, например, для прекращения пропагандистской кампании в СМИ, усиливающей гражданский раскол), пока слово используют для искушения и совращения человеческой души, мы обречены воевать.