Консолидация общества в «омском болоте» происходит только по крайне значительным и резонансным событиям. В остальное время жизнь социума протекает под чутким наблюдением региональных властей, а точнее, недавно созданного Главного управления внутренней политики и аппарата губернатора.
Самым масштабным общественным выступлением за последние годы стало выражение омичами своего несогласия с результатами выборов в Госдуму в декабре 2011 года. Тогда на площадь у Музыкального театра вышли 2 тыс. человек. Еще одна масштабная консолидация общества состоялась после убийства 23 ноября 2013 года во дворе собственного дома боксера Ивана Климова. Изображения спортсмена омичи стали клеить на собственные автомобили и массово требовали от правоохранительных органов раскрыть убийство, в котором подозревались представители цыганского клана. Избежать крупных столкновений на межнациональной почве удалось только благодаря быстрым действиям полиции. Яна Лебедова, подозреваемого в убийстве боксера, задержали в Киргизии, а затем доставили в Омск.
В 2012 году группа инициативной молодежи решила реализовать в шутку высказанную идею по выдвижению на досрочные выборы мэра Омска московского блогера Ильи Варламова. Кандидат даже выиграл предварительные выборы в рамках проекта «Гражданин мэр», обойдя при голосовании несколько известных местных блогеров и общественников.
В Омске за любой гражданской инициативой принято искать тех, кому это выгодно. До сих пор областная и городская власти не могут поверить в искренность намерений инициативной группы граждан, добивавшейся проведения в Омске первого общегородского референдума. Предприниматель Дмитрий Передельский и его единомышленники хотели узнать мнение горожан о перспективах строительства в Омске кремниевого и мусоросжигательного заводов, стоит ли выбирать или назначать мэра и следует ли публиковать результаты голосования депутатов городского совета в открытом доступе. Сначала в проведении референдума им отказал сам муниципальный парламент, а затем последовали проигрыши в судах различных инстанций.
В последние несколько месяцев поднять общественность на борьбу против сенатора Андрея Голушко пытается юрист Ринат Карымов. Он представляет интересы пайщиков бывшего общества «Овощевод» и заявляет, что холдинговая компания «Акция», близкая к сенатору, незаконно приобрела земельные участки его клиентов. Сам Голушко называет все это обыкновенным шантажом: «Допустим, вы купили подержанные «Жигули». И вдруг вам говорят, что 10 лет назад эта машина проехала на красный свет. Я не знал, кто управлял этой машиной… Предприятие было в ужасном состоянии. Это были эти самые «Жигули». Только шантажировать меня не надо тем, что мы расскажем всем, что эта машина несколько лет назад проехала на красный свет, если ты нам не заплатишь. Ну, в такое время живем».
«Власть боится те общественные организации, которые не может контролировать, – говорит политолог Илья Зимин. – Поэтому вся эта игра с гражданским обществом и общественными палатами на местах больше похожа на профанацию. Например, сейчас областное правительство опасается роста социальной напряженности из-за ареста гендиректора НПО «Мостовик» Олега Шишова. Губернатор Виктор Назаров выразил готовность встретиться с коллективом предприятия только после того, как строители вышли на массовый митинг и написали письмо президенту».
Омск