Питерские градозащитники активно участвуют в слушаниях, часто добиваясь остановки не устраивающих горожан строительных работ. Фото c сайта www.save-spb.ru
В Петербурге неполитические группы, занятые локальными или общегородскими темами, появляются постоянно. Многие их них становятся долгоиграющими по двум причинам.
Первая причина – когда дело, во имя которого объединились люди, побеждает, но активисты не хотят расходиться и ищут новые точки применения своих сил. Самый яркий пример – существующий уже восемь лет «Живой город». Он собрался по призыву в Интернете, когда городу грозило строительство 400-метровой башни «Газпрома» на Охтинском мысу. Строительство на Охте было отменено после митингов и других протестных акций, к которым подключились и политические активисты. Затем «Живой город» занялся защитой как архитектурных памятников, так и прав горожан на зеленые пространства вокруг своих домов. Сегодня он выступает против уплотнительной застройки, уничтожения садов, скверов и т.д.
Другой типичный пример подобной группы – «ильюшинцы». Их история тоже началась несколько лет назад: жителям дома по улице Ильюшина грозит выселение. Дом представлял собой общежитие квартирного типа, был приватизирован и продан. Жителей стали выселять, предлагая им взамен жилье часто хуже и меньше существующего. Из года в год идут переговоры с властями, которые то обещают решить проблему, то отказываются входить в положение людей. Или предлагают договоры бессрочного пользования, по которым люди не могут ни продать, ни завещать жилье. Время от времени «ильюшинцы» объявляют голодовки (самая долгая длилась 24 дня), ночуют с вещами на лестницах дома. Если вопрос будет решен (часть протестующих сдалась и уехала, куда предложили), эта группа скорее всего самоликвидируется.
Еще один прогремевший пример народной консолидации – парк «Малиновка» на Ржевке-Пороховых. Здесь хотят построить масштабное церковное здание, против чего возражают люди, привыкшие гулять в парке (другого поблизости нет). Смольный обещает оставить парк в покое, но поскольку к сторонникам «Малиновки» подключились активисты из других районов города, всплывают и другие проблемные сюжеты с новым церковным строительством в садах и скверах.
В целом можно насчитать не одну сотню различных городских движений. Чиновники устраивают круглые столы, а иногда используют другие методы воздействия. Так, в городе не утихает скандал вокруг попытки подкупа общественного активиста Федора Горожанко, борца с протечками крыш, не допущенного к муниципальным выборам, но после выборов продолжившего свою деятельность. Через некоего депутата Заксобрания активисту якобы пытались предложить должность в муниципалитете взамен на отзыв исков по выборам.
С большой политикой городская общественность старается не связываться, хотя и благожелательно принимает помощь от политических партий. Представители исполнительной власти от активистов не бегают, регулярно и публично с ними встречаются. Переменные успехи городских градозащитных кампаний освещаются в местной печати и дают поводы если не для оптимизма, то для продолжения активности.
Санкт-Петербург