В арсенале у депутатов есть много образов, если того потребует изменение политического ландшафта. Фото Reuters
Депутаты Госдумы, конечно, все являются народными избранниками, а значит, и борцами за счастье и благополучие этого самого народа. Не всегда, конечно, депутатам за их заботу благодарного, а нередко и характеризующего их теми словами, воспроизведение которых в публичных текстах ныне законодательно этими же самыми думцами и запрещено. Но вы ни в коем случае не считайте, что депутаты сделали это ради себя и своих коллег по власти из исполнительной ее ветви. Это сделано для защиты русского языка от вредных наслоений и превращения политических дискуссий из соревнований по оскорблению в истинные философские диспуты.
К чему мы ведем? Да к тому, что многие думские решения, которые люди по недомыслию ругают в лучшем случае предпоследними словами, по-настоящему приняты для них и ради них. Просто у всех наших законодателей – если брать и персонально, и пофракционно – разные амплуа в том деле, которое имеет общее название «народное представительство».
Например, в последнее время среди депутатов стал исключительно популярным облик воспитателя среди россиян высокой духовности, строгих морально-нравственных начал и даже своего рода социально-экономического аскетизма. Если посмотреть в партийном разрезе, то наибольшее распространение эта специализация получила в рядах нашей воспрявшей из болота былого пессимизма «Единой России». Впрочем, любители потребовать от гражданина превратиться в подлинного солдата государства есть и в так называемых оппозиционных фракциях.
Имидж заботливого, но сурового дядьки требует от депутатов особого внимания к собственной физиономии – даже от думских теток, то есть, конечно, дам. Вне зависимости от половой принадлежности портрет такого народного избранника выглядит следующим образом: лицо серьезное и слегка печальное, брови – скорее напряжены, чем расслаблены, ни в коем случае никаких улыбок – и главное, блестящие глаза, свидетельствующие о чистоте помыслов. В лексике предпочтение надо отдавать словам во множественном числе, а по значению связанным с неким единением, общностью и одинаковыми помыслами и прочими скрепами. Вот именно в таком образе, а точнее в маске, Госдума за последние тройку лет и напринимала множество неоднозначных законов. Оказалось, что воспитатели патриотизма считают: гражданам страны нечего ходить по всяким митингам, писать в соцсетях свои мысли по поводу и без повода, лазить по Интернету в поисках бесплатных аудио- и видеоразвлечений, покупать товары в иностранных онлайн-магазинах, перечислять со своих гаджетов деньги кому ни попадя, дешево оплачивать коммунальные услуги, платить низкие налоги на недвижимость, иметь право сказать «мой дом – моя крепость» и так далее и тому подобное, всего и не упомнишь.
Однако наши депутаты как люди априори высокодуховные, к сожалению, не учитывают, что уже как минимум пара поколений россиян воспитана на ситкомах, где, как известно, информация передается не столько через проникновенные лица, сколько с помощью положений тела и, что немаловажно, качества одежды. И вот тут у думцев полный провал – глядишь, бывало, на одну из главных охотнорядских воительниц за воспитание в гражданах патриотизма исключительно суровыми законами, слышишь ее проникновенный голос, временами поднимающийся до самых высоких нот, а в глаза бросаются то сумочка размером в два материнских капитала, то жакетик стоимостью как пара самонаводящихся торпед, то туфли эквивалентом в сотню пособий по безработице. Отсюда-то и возникает в людях неверие и оппозиция, которые власть гасит еще более драконовскими законами. А это дальнейшее ужесточение диктует необходимость в еще более суровых масках. Если дело так пойдет дальше, то на Охотном Ряду получится настоящий театр Кабуки.
Впрочем, пока еще есть депутаты, играющие и другие роли. Например, в «Справедливой России» популярно стало изображать из себя этаких робин гудов. Отнять большую часть добра у богатых и отдать бедным, ввести налог на роскошь, установить прогрессивную шкалу подоходного налога и пр. Имидж радетеля за народный кошелек многого не стоит – ведь все равно большая часть из такого рода инициатив никогда не станет законом. И соответствующую маску держать на лице тоже нетрудно – свести ненадолго бровки домиком и задвинуть что-нибудь проникновенное о необходимости социальной солидарности бизнеса.
Кстати, если кто не забыл, раньше на этом поприще подвизались коммунисты, но у них это получалось плохо, потому что они все время сбивались на воспоминания о советском прошлом, когда, мол, народу жилось хорошо. Ну а поскольку многие люди прекрасно помнили, что это не совсем так, то КПРФ плавно перешла в нишу профессиональных плакальщиков в целом за СССР, а потом и вовсе за его сталинскую модификацию. И, между прочим, именно сейчас дождалась того момента, когда данная роль стала в государстве нашем весьма востребованной. Единороссам-то она едва-едва удается, а вот для левых задвинуть что-либо о враждебном Западе и «пятой колонне» весьма имманентно. Хотя здесь им на пятки и наступает ЛДПР, труппа которой согласна на получение любой роли – главное, чтобы в ней было побольше слов и эмоциональных жестов.
Проблема, однако, в том, что когда у всех этих думских актеров ежемесячная официальная зарплата доходит до без малого 400 тыс. руб., то от них трудно ожидать игры с полной отдачей. Вместо полноценного кино получается какой-то телефильм, в достоверность которого граждане верят с трудом. Да и маски обитатели Охотного Ряда снимают и надевают так часто, что их подлинные лица сытых буржуинов народ изучил уже весьма хорошо. Одна теперь у нас надежда – на новый созыв, часть которого хотя бы первое время будет голодной, а значит, может быть, что-то и для народа успеет сделать.