Минтимер Шаймиев в 2010 году передал власть в Татарстане до поры не приметному управленцу Рустаму Минниханову. Фото с сайта www.kazanfirst.ru
Татарстанские чиновники, как правило, скучны и неинтересны. Исключение составляют лишь высокопоставленные обитатели властного олимпа республики, пришедшие к власти вместе с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Впрочем, и те постепенно выбывают из строя. Главным образом из-за почтенного возраста.
Среди заметных «несменяемых», пожалуй, только близкий к Шаймиеву бывший министр внутренних дел республики, а ныне глава аппарата президента Асгат Сафаров, спикер регионального парламента Фарид Мухаметшин, министр сельского хозяйства Марат Ахметов да еще вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов (а в прошлом советник Шаймиева по политическим вопросам). Образы всей президентской рати – крепких хозяйственников, бескомпромиссных борцов с преступностью, талантливых парламентариев и интеллектуалов Казанского кремля – готовили как сами ответственные товарищи, так и сотрудники местной прессы. Асгат Сафаров, например, написал книгу «Закат казанского феномена», посвященную борьбе силовиков под его, Сафарова, управлением с криминальными бандами Казани, которых, впрочем, действительно удалось поприжать. Рафаэль Хакимов также выпустил книгу под заголовком «Смешная политика», где с присущей ему иронией описал свою работу в команде президента Шаймиева.
Фарид Мухаметшин книжек не писал. Но в здешнюю политическую историю он может войти как автор замечательной фразы о татарском варианте парламентаризма, сказанной им в теснейшем кругу журналистов в декабре 2012 года – мол, «в нашем парламенте шесть коммунистов стали депутатами только потому, что закон такой, – мы не можем однопартийный парламент строить». Что касается Марата Ахметова, то он по-прежнему олицетворяет татарских политиков, что называется, от сохи – крепких хозяйственников, на которых держится татарское село. Правда, этот образ, бывший актуальным при Шаймиеве, ныне устарел. Новый президент Татарстана Рустам Минниханов ввел моду на продвижение высоких технологий, примером чего служит строящийся в Верхнем Услоне «Иннополис» – своего рода аналог американской Силиконовой долины или российского «Сколково».
О существовании имиджмейкеров у политических лидеров республики в Татарстане ничего не известно. И Рустам Минниханов, и мэр Казани Ильсур Метшин предпочитают исходить из собственных представлений об образе руководителя. В случае с Миннихановым, который долгое время выполнял малозаметную роль технического премьера, это образ жесткого управленца, ставящего цели и требующего от подчиненных их точного выполнения. В случае с Ильсуром Метшиным – это образ городского хозяйственника, пытающегося быть в курсе всего, что происходит в городе.
Казань